Муниципальное автономное образовательное учреждениеТуендатская основная общеобразовательная школа Первомайского района Томской области ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 7 От «27» августа 2021 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы К.В.Васильева От «30» августа 2021 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………. 1.1. Актуальность программы………………………………………….….…………….. 1.2. Цели и задачи .................................................................................................................. 1.3. Принципы реализации дополнительного образования ............................................... 1.4. Планируемые результаты .............................................................................................. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ................................................... 2.1. Организация образовательной деятельности………………………………………. 2.2. Направления реализации программы .....................................................................…. 2.3. Приемы работы с обучающимися .................................................................................. 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................................. 4. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ...................................... 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ......................................... 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность программы Программа составлена на основании следующих документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (№ 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.); Трудовой кодекс РФ (от 30.12.2001 N 197-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.12.2001, действующая редакция от 01.01.2014); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р) Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008); СанПин2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41); Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16) Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования – дополнительное. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: -свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальноеразвитие человека; - вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; - доступность глобального знания и информации для каждого; - адаптивность к возникающим изменениям. Миссия дополнительного образования: развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту. Данная программа – системная, ориентированная на достижение высокого качестваработа по реализации дополнительного образования в МАОУ Тундатской ООШ. Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как: - проблемы занятости детей в пространстве свободного времени; - организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию; - овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной активности; - формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими; - формирование ответственности. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программа ориентирована на: - создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; - удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научнотехническим творчеством; - формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; - подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Программа способствует воспитанию в каждом ученике гражданина и патриота, раскрытию способностей и талантов учащихся, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа педагогически целесообразна, так как способствует: - разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке - развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности - формированию умения самостоятельно организовать своё свободное время. 1.2. Цели и задачи Цель: создать оптимальные условия для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития личности, для эмоционального благополучия каждого ребёнка, их индивидуальных склонностей и способностей, для создания «ситуации успеха» и самореализации, мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи программы: 1. Обеспечение гарантий прав обучающихся на дополнительное образование; 2. Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы; 3. Создание условий для формирования единого образовательного пространства; 4. Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; 5. Освоение школьниками дополнительных образовательных программ с учетом природных, национальных, исторических, культурных и иных особенностей РФ; 6. Создание возможностей для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей разных категорий обучающихся; 7. Создание условий для выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, использование инновационных технологий для поддержки одаренных детей; 8. Развитие мотивации личности к творчеству, формирование общей культуры, профессионального самоопределения, успешной адаптации к жизни в обществе. 9. Усиление деятельностного подхода и практической ориентации в образовании посредством формирования ключевых компетенций: коммуникативной, ценностносмысловой, информационной, учебно-познавательной, личностной. 1.3. Принципы реализации дополнительного образования Природосообразности - принятие ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Гуманизма - через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Открытости - совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей Творческого развития личности - каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива учащихся) и педагогов. Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности - свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста Дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно- равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 1.4. Планируемые результаты В результате реализации Программы: Выпускники должны развить определенные компетенции: 1. Социально-коммуникативные компетенции - готовность к социализации в современном обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей образовательной и профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям. 2. Образовательные компетенции - готовность к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации, поддерживать свой профессиональный, творческий и социальный потенциал в условиях научнотехнического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию. 3. Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по образовательному профилю, способность адаптироваться к изменениям содержания образовательной, социальной и профессиональной деятельности. 4. Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции - готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного общества, овладение высоким уровнем культуры. Выпускники должны знать: -понятия об интересах, мотивах и ценностях - значение творческого потенциала человека, карьеры; - требования современного общества к развитию духовности и моральности принципов; - возможности получения образования по избранному виду занятий; - перспективы и психологические основы дальнейшего самоопределения. Выпускники должны уметь: - находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором занятий дополнительным образованием и пути продолжения образования; - объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; - ставить цели и планировать действия для их достижения; - использовать приемы самосовершенствования в учебной и внеучебной деятельности; - воплощать свои идеи и анализировать свою деятельность; 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 2.1. Организация образовательной деятельности В школе обеспечивается равный доступ обучающихся к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам ОУ регламентируется образовательными программами, учебным планом, расписанием учебных занятий, утвержденных директором. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы, определяет содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения, ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (секции, студии, творческие коллективы, театры, волонтёрские отряды и т.д.), а также индивидуально. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности. При реализации дополнительных общеобразовательных программ предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, предлагаются различные формы организации образовательного процесса: занятия в учебном кабинете, актовом зале, спортивном зале; лекции, экскурсии, посещение выставок, концертов, спектаклей; участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, предметных олимпиадах, фестивалях, и т. п. Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, занимающихся спортивной, творческой и исследовательской деятельностью и имеющих достижения разного уровня, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возможно построение индивидуального маршрута обучения в рамках реализуемой дополнительной общеобразовательной программы. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя объединения) могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители). При реализации дополнительных общеобразовательных программ ОУ может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в ОУ исследованиях потребностей и интересов учащихся и родителей (законных представителей). Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора, в функциональные обязанности которого включена деятельность по организации работы по дополнительному образованию. Расписание занятий дополнительного образования составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией школы, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. Расписание утверждается директоромшколы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально. В период школьных каникул занятия проводятся по специальному расписанию. Приём учащихся на обучение по программам дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора обучающихся по заявлению родителей. В школе не допускается создание и деятельность объединений в составе организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций. Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Балльного оценивания при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ не проводится. Руководитель объединения в течение учебного года/в конце учебного года представляет отчёт, а также проводит итоговое мероприятие в различных формах (проект, выставка, постановка и т.п.). Продолжительность учебных занятий в объединении, формы занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и формы проведения занятий. В секциях, кружках продолжительность учебных занятий не менее 40 минут, допускается объединение занятий при проведении объединением массовых мероприятий, экскурсий. Численный состав 1 группы объединений, секций, кружков определяется исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарногигиенических норм, материально-технических условий и не может превышать 25 человек. Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной руководителем программы и утвержденной директором. Работа организована по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Каждый обучающийся имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня). Учитываются особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом. 2.2. Направления реализации программы В школе реализуются программы дополнительного образования по направлениям: физкультурно-спортивное, естественнонаучное. Физкультурно-спортивное направление. Цель - пропаганда и формирование потребности здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся, сохранение здоровья, привитие навыков занятия физической культурой Задачи: - создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил; - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; - организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах сотрудничества; - сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Направление реализуется по программе МАОУ Туендатской ООШ «Мини футбол». Естественнонаучное направление. Цель: формирование естественнонаучного развития учащихся.Задачи: - развитие умений наблюдать и объяснять научные явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни. - формирование специальных умений, связанных с изучением естественнонаучных дисциплин. - раскрытие гуманистической направленности естественнонаучных предметов, их возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира. - интеллектуальное и нравственное совершенствование личности обучающихся, формирование у детей гуманистических отношений и экологически целесообразного и научного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности. - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей. Направление реализуется по программам МАОУ Туендатской ООШ «ТИКО» и ЦДОД «Географ-исследователь». Реализация этих направлений способствует формированию базовых нравственных ценностей: Цель 1 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 2 Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Базовые нравственные ценности уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социальнопсихологическое родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание 3 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 4 Воспитание ценностного красота; гармония; духовный мир человека; отношения к прекрасному, эстетическое развитие, самовыражение в формирование представлений об творчестве и искусстве эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 2.3. Приемы работы с обучающимися При организации мероприятий дополнительного образования используются разнообразные приемы работы с обучающимися: «Ролевая маска» Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени,а от лица соответствующего персонажа. «Непрерывная эстафета мнений» Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся. «Самостимулирование» Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. «Инструктирование» На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. «Распределение ролей» Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания. «Самоотстранение учителя» После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководстваили же берет на себя обязательства рядового участника. «Обмен функциями» Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику. Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п. Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого. 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Данная программа реализуется на базе МАОУ Туендатской ООШ. Руководство программой осуществляет директор школы через заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, педагога-психолога, руководителей объединений. Ответственность распределена следующим образом: Директор школы осуществление общего руководства; издание приказов, положений, локальных актов, распоряжений, в которых назначаются ответственные за реализацию конкретных планов и мероприятий, определение их прав и обязанностей; заключение договоров по организации дополнительного образования обучающихся с социальными партнерами Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: организация работы программ дополнительного образования; составление расписания работы секций, кружков, творческих объединений; анализ и обобщение результатов реализации программы; организация и проведение семинаров по проблемам дополнительного образования; организация мониторинга воспитательной работы Классные руководители: организация занятости школьников во внеурочное время ; проведение мониторинга успешности школьника совместное оформление портфолио школьников; Педагог-психолог школы: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Руководители объединений; - разработка и реализация программы объединения; - организация участия школьников в конкурсных и иных мероприятиях; - отслеживание результативности участия школьников в конкурсных мероприятиях; - соблюдение техники безопасности и иных 4. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Нормативно-правовые условия: - Приказ директора школы о реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм - Положение о порядке пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта; - Положение о Школьной службе медиации; - Положения о проведении школьных конкурсов; - Правила пользования школьным библиотечно-информационном центром; - Правила использования сети интернет; - договор о сотрудничестве с МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» с. Первомайское; Программно-методические условия: Программы дополнительного образования: - «Минифутбол» (МАОУ Туендатская ООШ) - «ТИКО – Волшебники» (МАОУ Туендатская ООШ) - «Географ-исследователь» (ЦДОД) Методическое обеспечение: Наличие: - методических рекомендаций классным руководителям, руководителям объединенийпо организации дополнительного образования. . Кадровые условия: Укомплектованность кадрами: педагоги дополнительного образования, тренер спортивной секции, педагог-психолог, координатор по профориентационной работе, библиотекарь, заместитель директора по УВР. Высокий квалифицированный уровень педагогов. Педагогические кадры МАОУ Туендатской ООШ, ЦДОД. Материально-технические условия: Базовые ресурсы – МАОУ Туендатской ООШ, ЦДОД. Спортзал, спортивная площадка, мини лыжная база, оборудованный кабинет географии, библиотека и медиатека с цифровыми образовательными ресурсами, копировальномножительной техникой, выходом в Интернет), ТИКО – конструкторы, метеостанция, комплект карт, географические модели, наборы растений, полезных ископаемых. Компьютерное оборудование, единая локальная сеть, безлимитный доступ в Интернет. Финансово-экономические условия: Финансовое обеспечение согласно принципам нормативно подушевого финансирования. Дополнительное финансирование образовательной деятельности через гранты иконкурсные программы. Оплата труда педагогам дополнительного образования осуществляется ЦДОД, МАОУ Туендатская ООШ. 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы дополнительного образования детей в школе позволит достичь следующих результатов: -повышение доли обучающихся, получающих дополнительное образование; - увеличение числа обучающихся, достигающих высоких личных результатов в, спортивной, естественнонаучной деятельности; - повышение результативности участия обучающихся школы, а также школьных объединений в конкурсах, соревнованиях и иных мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровней; - увеличение доли учащихся, занятых во внеурочное время; - содействие развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; - организация дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым участниками образовательных отношений; - создание единого информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей.