Рабочая программа по финансовой грамотности 5-7 классы

2

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, авторской программой Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсица, Ю.Н.Корлюговой,
А.В. Половниковой «Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018.

1. Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение; планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях; участвовать в решении вопроса, каким должен
быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по
найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян,
о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
3

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых
расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2.Содержание

Введение курса «Финансовая грамотность» (4ч.)
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки— осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в
повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
4

Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения
целей развития собственной финансовой грамотности; ̧выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и
общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
̧находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ̧приводить примеры неграмотного финансового поведения и
моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ̧актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧
объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ̧
понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного
применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (15 ч.)
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые
деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по
5

вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки— понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности
принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ̧
называть основные источники доходов семьи; ̧составлять задачи, требующие денежных расчётов; ̧считать доходы и расходы семейного бюджета и
делать выводы о его сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ̧описывать свойства предмета, играющего роль денег; ̧объяснять назначение денег, в том числе
историю их возникновения;
̧называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ̧называть регулярные и нерегулярные источники дохода,
направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ̧объяснять, как формируется семейный бюджет; ̧
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего
потребления);
̧подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ̧объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий.
1.Деньги: что это такое.
2. Учебные мини-проекты «Деньги».
3. Из чего складываются доходы семьи.
4. Учимся считать семейные доходы.
5. Исследуем доходы семьи.
6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
7. Как появляются расходы семьи.
8. Учимся считать семейные расходы.
9. Исследуем расходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
11. Как сформировать семейный бюджет.
12. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
6

13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
14. Обобщение результатов изучения модуля 1.
15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (16 ч.)
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
̧соотносить вид страхования и его цель;
рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
̧находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧
описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
̧объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
̧объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
описывать виды страхования;
приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Темы занятий
1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
2. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
3. Ролевая игра «Страхование»
4.Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
7

5.Как определить надёжность страховых компаний
6.Как работает страховая компания
7.Учебные мини-проекты «Страхование»
8.Обобщение результатов изучения модуля 2
9.Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»
10.Практическая работа
11.Осуществление проектной работы
12.Повторение модуля 1. Доходы и расходы семьи
13.Повторения модуля 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
14.Практическая работа
15.Подготовка контрольной работы
16.Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»
3.Тематическое планирование.
Основы финансовой грамотности
Раздел

Введение в курс.
Модуль 1. Доходы и
расходы.
Модуль 2. Риски потери
денег и имущества.
Модуль 3. Человек и
государство: как они
взаимодействуют.

Колво
часо
в

Темы

5 КЛАСС (34ч.)
34
Введение в курс.
Модуль 1. Доходы и
расходы семьи.
6 КЛАСС (34ч.)
34
Модуль 2. Риски потери
денег и имущества.
Резервные часы
7 КЛАСС (34ч.)
Модуль 3. Человек и
34
государство: как они
взаимодействуют

Колво
часо
в
8
26
30
4
16

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях; участвовать в решении вопроса, каким должен быть
семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на
благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её

8

Модуль 4. Услуги
финансовых организаций и
собственный бизнес.
Заключение.

Модуль 4. Услуги
финансовых организаций
и собственный бизнес.
Заключение.

17
1

развитию.
Метапредметные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на
основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения
собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе
проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об
уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц,
о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека
и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи,
величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить
расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и
обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.

9

Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований
экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по
финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование,
налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения
доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций
на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ИТОГО: 102 ч.

Календарно-тематическое планирование уроков «Основы финансовой грамотности»
5 класс, 34 часа, 2023-2024 учебный год
10

Номер п\п Тема урока

Кол-во часов

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

8

1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

2.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

3.

От чего зависит благосостояние семьи.

1

4.

От чего зависит благосостояние семьи.

1

5.

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

6.

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

7.

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1

8.

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1

Модуль 1. Доходы и расходы семьи.

26

9.

Деньги: что это такое.

1

10.

Деньги: что это такое.

1

11.

Учебные мини-проекты «Деньги».

1

12.

Учебные мини-проекты «Деньги».

1

13.

Из чего складываются доходы семьи.

1

14.

Из чего складываются доходы семьи.

1
11

15.

Учимся считать семейные доходы.

1

16.

Учимся считать семейные доходы.

1

17.

Исследуем доходы семьи.

1

18.

Исследуем доходы семьи.

1

19.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

1

20.

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

1

21.

Как появляются расходы семьи.

1

22.

Как появляются расходы семьи.

1

23.

Учимся считать семейные расходы.

1

24.

Учимся считать семейные расходы.

25.

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

26.

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

27.

Как сформировать семейный бюджет.

1

28.

Как сформировать семейный бюджет.

1

29.

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1

30.

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1
12

31.

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1

32.

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1

33.

Обобщение результатов изучения модуля 1.

1

34.

Итоговый урок. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование уроков «Основы финансовой грамотности»
6 класс, 34 часа, 2023-2024 учебный год.
№ п/п
1

Тема урока
Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

Кол-во часов
1
13

2
3
4
5
6
7
8
9

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

1

Финансовое благополучие семьи.

1

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

1

Бюджет семьи.

1

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1

Купля – продажа. Товары и услуги.

1

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

1

Виды торговли. Типы магазинов.

1

Виды торговли.

11

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного
пользования и бытовые услуги.

1

12

Пластиковые карты. Правила пользования.

1

Что такое пенсия.

1

10

13
14
15
16
17

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

1

1

Услуги службы занятости населению.

1

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

1

Налоговая система РФ

1

18

Роль денег в нашей жизни.

1

20

Зарплата как источник дохода.

1

19

Структура доходов семьи.

1

14

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

1

22

Составление, анализ семейного бюджета.

1

24

Фальшивые деньги. Тест.

1

26

Микрофинансовые кооперативы.

28

Кредитная карта.

21
23

Что такое финансовое мошенничество.

25

Кредиты. Виды кредитов.

27

Банковская карта.

29
30

Возможности банковской карты.
Социальные службы.

32

Налоговая система РФ.

1
1
1
1
1
1
1

Пенсионная система РФ.

31
33

1
1

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.

1

Календарно-тематическое планирование уроков «Основы финансовой грамотности»
7 класс, 34 часа, 2023-2024 учебный год
№ п/п

Тема урока
15

Кол-во
часов

2

8

1

Деньги. Виды денег.

1

3

Денежные переводы, счета и вклады. Тест.

1

5

Виды кредитов и их свойства.

7

Что такое кредитная история.

Банки. История развития банков.

1

4

Кредитные продукты.

1

6

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.
Микрофинансовые организации.

9

Инфляция. Причины и последствия.

11

Мошенничество на финансовых рынках.

13

Личный и семейный бюджет

12

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

14

Цели планирования составление плана.

17

1
1

Что такое страхование, как оно работает.

16

1
1

10

15

1

1
1
1
1
1

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1
1

Подоходный налог. Налог на имущество.

1

18

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды.
Современные деньги России и других стран.

1

20

Структура доходов семьи.

1

22

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице .

19

Практическая работа. Деньги. Тест.

21

Зарплата как источник дохода.

16

1
1
1

23

Структура семейных расходов.

1

25

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

27

Пенсионное законодательство Российской Федерации.

29

Банковский кредит и условия его предоставления.

31

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

33

Практическая работа. Финансовая грамотность. зачёт.

24

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

26

Что такое финансовое мошенничество.

28

Банки и их функции.

30

Банковские карты. Виды банковских карт.

32

Информационное общество. Портал государственных услуг.

34

Урок – игра.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».