Рабочая программа Сочинения разных жанров 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку

в 9 классе «Сочинения разных жанров» составлена в соответствии со

следующими документами:


Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004года;


ФГОС основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №1897 (Редакция от17 февраля
2015 года);



Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 №115;



Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9
классов (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Н.М.Шанский//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/
Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2021).



Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;



Учебного плана МАОУ Туендатской ООШ на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа реализуется в адресованном учащимся пособии И.П.Цыбулько «ОГЭ Русский язык типовые экзаменационные
варианты (36 вариантов)» 2024 год. На изучение предмета «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе «Сочинения разных
жанров» отводится 17 часов.

В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся
более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к
государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах
программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование
базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Сочинения разных жанров» включает темы, необходимые для успешного
прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа будет
проводиться во втором полугодии, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит
учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цель курса:

• подготовить учащихся к ОГЭ;
• обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология»,
«Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом
орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

• развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
• Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы

с разными типами словарей.

• Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
• Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
• Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
• Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности через формирование компетентностей.

• Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по
подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь

• Знать трудные случаи правописания
• Понимать их роль в общекультурном развитии человека
• Объяснять языковое явление
• Уметь применять знания при тестировании
• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
• активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической
сочетаемости, принципами синонимической замены;

• работать над расширением словарного запаса;
• опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за
консультацией к учителю);

• четкое следовать инструкциям, сопровождающим задания.

Перед учениками ставится ряд задач:
1. Знать нормы русского литературного языка.
2. Орфографические и пунктуационные правила русского языка
3. Владеть приемами лингвистического анализа.
4. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
5. Писать сочинения по заданным текстам.
6. Писать сжатое изложение

В результате изучения данного курса «Сочинения разных жанров» обучающиеся должны уметь:
1. Орфографические и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.

3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые
изложения).
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим
индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее
реализации.
Методическое обеспечение.
И.П. Васильева, Ю.Н. Гостева «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2023». Издательство «Экзамен», 2023.

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 класс «Сочинения разных жанров»
Дата Дата
№

Тема урока
план факт
Раздел 1: (Подготовка и написание сжатого изложения – 5 часов.)

1(1)

Требования к написанию сжатого изложения

2(2)

Основные приемы компрессии текста

3(3)

Техника написания сжатого изложения

4(4)

Сжатое изложение

5(5)

Анализ изложения
Раздел 2: (Подготовка и написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему -5 часов.)

1(6)

Требования к написанию сочинения-рассуждения

2(7)

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

3(8)

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

4 (9)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

5(10) Анализ сочинения
Раздел 3: (Подготовка и написание сочинения-рассуждения по интерпретации фрагмента текста -5 часов.)
1(11)

Интерпретация фрагмента текста

2-3

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

(1213)
4(14) Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста
5(15) Анализ сочинения
Раздел 4:(Подготовка и написание сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста -4 часа.)
1-2
Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Сочинение-рассуждение.
(16-

Задание С9.3 Анализ сочинения

17)

Приложение
1)Основные понятия курса «Сочинения разных жанров»:
2)Темы выполняемых на курсе проектов:
3)Тематика творческих заданий и работ:
4)Контрольно-измерительные материалы:
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них
устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки
орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые

нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды
контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На
уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые
умения.

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика
должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности,
понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный
балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.

Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из
следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 3540 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или
пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в
конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы
представлены не менее 2-3 случаями. Из

изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть

представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3
пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе
-24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не
менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо
работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся
ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание
которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в
роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется
подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой
пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х
пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться
при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление

оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и
8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание
предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические
ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических
ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при
выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки
учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе –
250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких
уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 –
2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со
стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку,
за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматичсеские ошибки.

Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при
соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных
учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу
высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть
заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от
третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на
семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на
них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
2. неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям
ребенка и идти у него на поводке;
3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца
(о стрижке);
6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все
ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

7. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и
Вронский;
8. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа
(вместо отец) одного из малышей;
9. смешение лексики разных исторических эпох;
10. употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
11. бедность и однообразие синтаксических конструкций;
12. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго
смотрел ему вслед;
13. стилистически неоправданное повторение слов;
14. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи,
например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
15. неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок

16. Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например,
надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
17. Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не
думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
18. Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной
книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти
все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь»
изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
В) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала
как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее
нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам
помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах
не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании
умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные
работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость,
аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил
ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по
усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных
работ соответствующего или близкого вида.

Оценивание тестов
При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:
90% -100% - оценка "5"
75% - 89 % - оценка "4"
60% - 74 % - оценка "3"
45% - 59 % - оценка "2"
В тематических тестах или комплексных тестах небольшого объема соотношение следующее:
100% - оценка "5"
75% - 99 % - оценка "4"
60% - 74 % - оценка "3"
45% - 59 % - оценка "2"
Примечание: в процентах можно высчитывать любые работы, в том числе проверочные, самостоятельные, развернутые ответы и т.д.

Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки
ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и
пунктуации жен грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее
определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того,
чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок
необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками
(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на
протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую
грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».