Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Туендатская основная общеобразовательная школа Первомайского района Томской области УТВЕРЖДАЮ: Приказом директора МАОУ Туендатской ООШ № 51-о от 31.08.2023 ПРИНЯТА Педагогическим советом МАОУ Туендатской ООШ (протокол от 31.08.2023 №7) АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ для учащихся с задержкой психического развития МАОУ Туендатская ООШ д.Туендат, 2023 г. 1 № п/п СОДЕРЖАНИЕ Стр. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3 1 Адаптированная основная образовательная программа образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8 2.1 Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей урочной и внеурочной 10 деятельности 2.2 10 2.2 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития Программа коррекционной работы III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 16 2 начального общего 4 11 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АОП НОО) конкретизирует требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и разработана на основе ФАОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1023 от 24.11.2022 г. АОП НОО имеет вариант: АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2); (далее - АООП НОО ЗПР) разработана на основании Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной Министерством Просвещения Российской Федерации, приказ от 24 ноября 2022 г. N 1023. Она предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП НОО) и отражает требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). АООП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию условий для организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ЗПР. Она разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и данной ФАОП НОО. 2Адаптированная основная образовательная программа является учебно-методической документацией (учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с ЗПР, получающих начальное общее образование, планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития данной группы обучающихся. Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР: АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации. АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА. 3 Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования УУД; программу коррекционной работы; программу воспитания. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Организационный раздел включает: учебные планы начального общего образования обучающихся с ЗПР; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с зпр (вариант 7.2) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации. АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. 4 Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды поселка. Вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет. Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса); комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); 5 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных групп обучающихся с ЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Планируемые результаты Все наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты обучения) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание ее социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи). Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО 6 Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Оценка результатов освоения обучающимися АОП НОО (вариант 7.1) ЗПР (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД. Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов; достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов начинается со 2-го класса, то есть в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей (вариант 7.2) соответствуют требованиям ФАОП НОО обучающихся с ЗПР 2.1. Программа формирования УУД (вариант 7.2) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития УУД, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения обучающимися с ЗПР знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные отсоответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется освоением УУД. Ценностными ориентирами начального общего образования выступают: формирование основ гражданской идентичности личности на основе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач; опоры на опыт взаимодействия со сверстниками; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им; ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности; восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности; внутренней позиции к самостоятельности и активности; развития эстетических чувств; развитие умения учиться на основе: развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе: 8 формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Функциями УУД выступают: обеспечение обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области; оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования УУД; обеспечение преемственности образовательного процесса. Программа формирования УУД направлена на формирование у обучающихся личностных результатов, а также регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Личностные результаты включают: внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика"; мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей); способность к оценке своей учебной деятельности; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение; установку на здоровый образ жизни и ее реализацию в реальном поведении и поступках; ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; 9 овладение доступными видами искусства. Регулятивные УУД представлены следующими умениями: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей; адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности; осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации. Познавательные УУД представлены следующими умениями: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения; владеть компенсаторными способами познавательной деятельности. Коммуникативные УУД представлены следующими умениями: 10 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач; использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером. На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких предметах, как "Русский язык", "Литературное чтение", "Английский язык", "Математика", "Окружающий мир (человек, природа, общество)", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Технология (труд)", "Физическая культура" и на коррекционных курсах. Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования УУД. 2.2. Программа коррекционной работы Цель программы Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР и их социальная адаптация. Направления работы: Диагностическая работа, коррекционно-развивающая информационно-просветительская работа. работа, консультативная работа, Содержание направлений работы Диагностическая работа № Направления работы 1 Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; обследование устной и письменной речи. Комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей 2 3 4 5 Специалисты, ответственные за реализацию направления педагог-психолог, классный руководитель (логопед) педагог-психолог, классный руководитель (логопед), медицинские работники педагог-психолог, классный руководитель (логопед) Наблюдение за развитием эмоциоальноволевой сферы и личностных особенностей обучающихся Изучение социальной ситуации развития и педагог-психолог, классный руководитель зам. директора по УВР, 11 Сроки сентябрь сентябрь - май конец каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) сентябрь-май сентябрь - май 6 7 8 условий семейного воспитания ребѐнка Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с ЗПР Системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребѐнка Анализ успешности коррекционноразвивающей работы классный руководитель педагог-психолог, классный руководитель педагог-психолог, классный руководитель (логопед), ПМПк зам. директора по УВР, классный руководитель (логопед), педагог-психолог I полугодие сентябрь-май конец каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающие занятия: 1. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, по формированию звуковой и смысловой стороны речи и занятиями коррекционной направленности. Цель индивидуальных и групповых логопедических занятий - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках лингвистического и общеобразовательного курсов. 2. Индивидуальные и групповые логопедические занятия, направленные на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения. Консультативная работа Направления Выработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ЗПР Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ЗПР Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ЗПР. Кем и как осуществляется ПМПк, классный руководитель. Консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей с ЗПР. Заместитель директора, медицинские работники ОУ, педагог-психолог. Педагогические советы. Заместителл директора по УВР, психолог, классный руководитель Информационно-просветительская работа: проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Направление Срок Результат 12 Информационно аналитическая деятельность Организационно исполнительская деятельность Контрольно – диагностическая деятельность Регулятивно корректировочная деятельность оценка контингента обучающихся для учета особенностей их развития, определения специфики их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно – методического обеспечения, материально – технической и кадровой базы – Весь год специально организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность; планирование, организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий детей с ЗПР Апрель - май констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно – развивающих программ особым образовательным потребностям ребенка сЗПР. – сентябрь октябрь – май – июнь - внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ЗПР; корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Система психолого-медико-педагогического сопровождения Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает: диагностику логопедическую, психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; конкретную психологическую, педагогическую и логопедическую помощь ребенку социальное обследование: сбор и обработка информации о семье и жилищных условиях обучающихся; медицинское обследование. Благоприятные социально-педагогических условия: - обучение в первую смену; - пятидневная рабочая неделя; - горячее питание, обеспечение учебниками; - просторный кабинет с игровой зоной; - соблюдение режимных моментов (прогулка, динамические паузы). Логопедическое Цель логопедического сопровождения: выявление и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи. Перечень мероприятий Диагностическое обследование Содержание Изучение актуального уровня речевого развития по Фотековой Т.А. Экспресс-диагностика. 13 План реализации Сентябрь. Май. В течение года. Консультации для родителей и учителей. Развитие всех сторон речи: - устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слого вой структуры); - развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); - развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова); - уточнение, расширение и обогащение лексического словаря учащихся с ОНР; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие речевого дыхания. - развитие коммуникативности, успешности в общении. Как помочь ребенку дома, на уроке. Подготовка документации для прохождения ПМПК. Консультации для родителей Ознакомление с результатами диагностики. Взаимодействие школы и семьи. В течение года. Логопедические занятия. По запросу в течение года. Психологическое: Цель психологического сопровождения (коррекционную работу проводит педагог-психолог): осуществлять коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка. Перечень мероприятий Внеклассные занятия, ролевые и дискуссионные игры Беседа с родителями Внеклассные занятия, эмоциональносимволические и когнитивные методы. Диагностика. Беседы с классным руководителем и родителями. Содержание План реализации Формирование у ребенка адекватной уста новки в отношении учебного процесса Первая четверть Предоставление результатов диагностики эмоционального состояния ребенка и отношения к школе. Развитие социальных и коммуникативных умений. Первая четверть Познавательные и регулятивные УУД. Система представлений, уровень развития саморегуляции, уровень сформированности совместных действий. Третья четверть. Результаты диагностики УУД. 14 Вторая четверть. Четвертая четверть. Третья четверть и четвертая четверть. Педагогическое: Цель педагогического сопровождения: обучить навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации (классный руководитель). Перечень мероприятий Содержание Диагностическая деятельность Изучение готовности ребенка к школе Педагогическая деятельность Внеурочная деятельность Проверка уровня сформированности УУД Наблюдение за обучающимися и их семьями Уроки, классные часы Внеклассные мероприятия, проекты План реализации 1 класс – сен тябрь Апрель В течение года В течение года В течение года Медицинское: Цель лечебно-оздоровительного сопровождения (осуществляет медицинский работник): формировать привычки здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, сотрудничество с родителями в вопросах медицинского сопровождения (классный руководитель). Перечень мероприятий Организационные мероприя тия Содержание Антропометрические исследование (измерение веса, роста, остроты зрения, обследование кожи и на педикулез). План реализации Сентябрь Проверка листов здоровья. Рассаживание обучающихся. Контроль физической нагрузки на уроках физкультуры Начало года Раз в полугодие Раз в четверть В течение года Социальное: Цель социально-правового сопровождения (осуществляет педагог-организатор, классный руководитель): знакомить обучающихся с правами и основными свободами человека, развивать у обучающихся навыки социальной компетенции и правового поведения. Перечень мероприятий Социальный паспорт Включение родителей в воспитательный процесс Социально-педагогическая диагностика анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ документов Пропаганда здорового образажизни в семье как необходимого условия успешной соци ализации (беседы с родителями) Содержание изучение семьи. Организация общешкольных мероприятий с привлечением родителей. Своевременное оказание социальной помощи. Выработка способности у обучающихся к самостоятельной организации здорового образа жизни, развитие нравственных, духовных, физических навыков. 15 План реализации Сентябрь-октябрь по мере необходимости В течение года по мере необходимости. В течение учебного года. Мониторинг динамики развития обучающихся и корректировка коррекционных мероприятий Работа психолого-медико-педагогический консилиума относится к системе психологического мониторинга. Он позволяет интегрировать психологические, педагогические и медицинские подходы к построению индивидуализированного обучения с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика. ПМПк принимает решение о построении системы коррекционных мероприятий. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Программы курсов соответствуют ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие психокоррекционные)". Логопедические занятия занятия (логопедические и Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие психокоррекционные)". Психокоррекционные занятия занятия (логопедические и Коррекционный курс "Ритмика" 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план Учебный план уровня начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) Пояснительная записка к учебному плану 1,3,4 класса на 2023-2024 учебный год Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Учебный план (ФАОП и ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.2) Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений распределена на предмет «Русский язык», «Математика и конструирование» по 1 часу. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 (1) 1 доп.(1) 3(2) 4(1) Русский язык 5 5 4 4 Литературное чтение 4 4 4 3 Иностранный язык Иностранный язык (английский) - - 1 1 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 Русский язык и литературное чтение 16 Изобразительное искусство 1 1 1 1 Технология Технология 1 1 1 1 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 3 3 3 3 21 21 21 21 - - 2 2 Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и литературное чтение Русский язык 1 1 Математика и информатика Математика и конструирование 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 Внеурочная область): 3 3 3 3 деятельность (включая коррекционно-развивающую Коррекционно-развивающая область 7 7 7 7 Ритмика 1 1 1 1 Коррекционно-развивающие занятия 6 6 6 6 Логопедические занятия 1 1 1 1 Психокоррекционный занятия: 5 5 5 5 Развитие познавательной сферы 2 2 2 2 Развитие эмоционально-личностной сферы 1 1 1 1 Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции 1 1 1 1 Развитие навыков социального поведения 1 1 1 1 31 31 33 33 Всего Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы соответствуют данным разделам ФОП НОО. 17 18