АООП НОО УО (вариант 1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Туендатская основная
общеобразовательная школа Первомайского района Томской области

УТВЕРЖДАЮ:
Приказом директора
МАОУ Туендатской ООШ
№ 51-о от 31.08.2023

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАОУ Туендатской ООШ
(протокол от 31.08.2023 №7)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

д.Туендат, 2023 г.

1

1
2
2.1.
2.2
2.3
2.4
3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

3
7

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочие программы по учебным предметам
Программа формирования базовых учебных действий
Рабочая программа воспитания
Программа коррекционной работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

7
10
10
10
15
15
17

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лѐгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)(далее – АООП) адресована
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МАОУ Туендатской ООШ разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МАОУ Туендатской ООШ соответствует основным принципам
государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации». Это:
 принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
 принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
 принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
 принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных
способов поведения в разных социальных средах;
 онтогенетический принцип;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения:
от младшего до старшего школьного возраста;
 принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
 принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
 принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, 4 способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
3

 принцип сотрудничества с семьей.
Вариант 1 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предназначен для обучающихся с легкой умственной отсталостью для преодоления
недостатков интеллектуального развития, которых требуется организация и создание специальных
условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей.
В МАОУ Туендатской ООШ реализуется адаптированная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствующая
вариантуФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает
образование по АООП (вариант1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к
моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не
имеющих ограничений здоровья.
Целью реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ Туендатской ООШ является создание условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачами АООП образования обучающихся с легкой
(интеллектуальными нарушениями)(вариант 1) выступили следующие:

умственной

отсталостью

1)
овладение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
2) формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
3) достижение планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
4) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на
основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований.
5) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
В основу формирования АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ Туендатской ООШ положены следующие
принципы:
1) принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
2) принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
3) принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
4

4) принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных
способов поведения в разных социальных средах;
5) онтогенетический принцип;
6) принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения:
от младшего до старшего школьного возраста;
7) принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
8) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
9) принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
10) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
11) принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
12) принцип сотрудничества с семьей. В основу разработки и реализации АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант1) МАОУ
Туендатской ООШ заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической
и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
5

 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых
элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде
всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности
вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует
(соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем
тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена
психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного
лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных
организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной
отсталости: легкая (IQ - 69-50) , умеренная (IQ - 50-35), тяжелая (IQ - 34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие детей характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального
развития. Затруднения в психическом развитии обусловлены замедленным формированием условных
связей, тугоподвижностью нервных процессов.
Интеллектуальные нарушения всех сторон психофизического развития ребенка: мотивационнопотребностная, социальноличностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также
когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
В психики обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их
слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся отмечена неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений, что приводит к затруднению адекватности ориентировки детей в окружающей среде.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка. Недоразвито словеснологическое мышление.
Лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом,
труднее осознает и запоминает внутренние логические связи. Недостатки памяти проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие
трудностей установления логических отношений полученная информация воспроизводится
бессистемно, с большим количеством искажений. В значительной степени нарушено произвольное
внимание.
Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной
координацией мелких движений пальцев рук. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных
намерений и побуждений, большой внушаемостью.
Особенностями межличностных отношений является: слабая мотивированность на
установление межличностных контактов. Это выражается в гиперактивности, вербальной или
физической агрессии и т.п.
Особые образовательные потребности обучающейся
6

 непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать
совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
 использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 стимуляция
окружающему миру;

познавательной

активности,

формирование

позитивного

отношения

к

 формирование готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию через
обучения детей в среде других обучающихся.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневнойжизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве
природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7

12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной

отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося
в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствиедостижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими
образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1) специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения, представлены в рабочей программе учебного предмета
Далее представлены предметные результаты по предметным областям в соответствии с
ФАОП УО.

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области Язык и речевая практика на конец обучения (IV класс)

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области Математика на конец обучения в младших классах (IV класс)

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области Естествознание на конец обучения в младших классах (IV класс)

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области Физическая культура на конец обучения (IV класс)

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области Технология на конец обучения (IV класс)

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предметной области Искусство на конец обучения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы решает
следующие задачи:

закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающейся и
развития жизненной компетенции.
8

Оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование
и развитие социальных отношений в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом, некоторые личностные
результаты оцениваются качественно. Всесторонняя и комплексная оценка осуществляться на
основании оценки результатов на основе мнений членов школьного ПМПК. Для полноты оценки
личностных результатов учитываются мнение родителей (законных представителей).
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития
обучающегося (дневник наблюдений).
Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками
Сформированность
Способность инициировать и
коммуникации
и
навыков
поддерживать коммуникацию с
принятыми ритуалами
коммуникации со
взрослыми способность
социального
взрослыми
применять адекватные
взаимодействия, в том
способы поведения в разных
числе с использованием
ситуациях способность обращаться
информационных
за помощью
технологий
сформированность навыков
Способность инициировать и
коммуникации со
поддерживать коммуникацию со
сверстниками
сверстниками способность
применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
Владение средствами
способность
использовать
коммуникации
разнообразные средства
коммуникации
согласно ситуации
адекватность
способность правильно
применения ритуалов
применить
социального
ритуалы социального
взаимодействия
взаимодействия
согласно ситуации
3) Карта индивидуальных достижений ученика;
4)
материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
5)
локальные акты, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающейся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценку предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса, т. е. когда у
ребенка будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Во время обучения в первом дополнительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого
полугодия II-го класса для поощрения и стимулирования работы ученицы, используется только
качественная оценка.
Предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или
«неверные» (правильность выполнения задания). По критерию полноты предметные результаты
оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий
оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не
выполнено при оказании различных видов помощи.
Виды заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные,
практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
9

Показатель
оценивания
верно
выполненных
заданий
к
общему
объему:
«удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Соотношение с оценками: «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше
65%.
По завершению реализации АОП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского
языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную
деятельность обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной
динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении
психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности Учреждения осуществляется в ходе ее аккредитации, а
также в рамках аттестации педагогических кадров. Предметом оценки является текущая оценочная
деятельность педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений
обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.
2.1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Рабочие программы по учебным предметам

Рабочие программы по учебным предметам
соответствуют федеральным рабочим программам ФАОП УО
2.2.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной
отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования
БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет
реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной
деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая
обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных
и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с
умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
БУД, формируемые у младших обучающихся I - IV и дополнительный классы, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными
видами профильного труда.
10

Задачами реализации программы являются:
 формирование
мотивационного
компонента
учебной
деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный
компонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь
педагога.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у
школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания
в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная
работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и
коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во
многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
 обеспечение успешности (эффективность изучения содержания любой предметной
области;
 реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
 формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему
профессиональному образованию;
 обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой
роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс
обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и
любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализацииначальных
логических
операций.
4.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических
операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных
условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

11

2

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Б

Перечень учебных действий

Учебный предмет

Б

6-12 год обучения
Перечень учебных действий

Учебный предмет

УД

Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться
соответствующими правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии

учебные
действия

Коммуникативные

Личностные учебные действия

УД

соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных
и познавательных задач, в том числе информационные
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

12

Основы социальной
жизни,
Обществоведение
Этика
Русский язык
Русский язык Чтение

Профильный труд
Основы
социальной
жизни
Природоведение
Биология
Русский язык
Чтение Математика

Основы социальной
жизни, Этика

Регулятивные учебные
действия
Познавательные

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления3
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний
контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Русский язык Чтение,
Природоведение
Биология, География
Математика
Основы
социальной жизни
Мир Истории отечества
Обществоведение Этика,
Музыка
Изобразительное
Искусство
Профильный
труд, Физическая
культура
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную
Русский язык, Чтение
организацию
Математика,
Природоведение
Биология,
География
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классифи кацию,
Основы социальной
установление
жизни
аналогий, закономерностей, при чинно следственных связей) на наглядном, доступном вер бальном Мир истории
Историяотечества
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
Обществоведение
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
Этика
действительности (при родных, социальных, существенные связи и отношения между объектами и
процессами культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач использовать в жизни и деятельности
некоторые меж предметные знания,
отражающие доступные

Для оценки сформированности каждого действия используется, следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию
учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
13

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными
учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить
4
корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

14

2.3.
Рабочая программа воспитания АОП УО (вариант 1) соответствует рабочей
программе ООП ООО, т.к. обучающиеся учатся инклюзивно в соответствующих классах.
5
2.4
Программа коррекционной работы
Цель коррекционной работы
- комплексное психолого-медико-педагогического
сопровождения ребенка в условиях образовательного процесса, направленного на освоение АОП,
преодоление и/или ослабление имеющихся недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:

выявление особых образовательных потребностей, обусловленных структурой и
глубиной имеющихся нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи;

организация индивидуальных и групповых занятий;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации;

оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической
помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам,
связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы.
Принцип непрерывности - проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения
школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип сотрудничества с семьей. Коррекционная работа проводится:
— в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного
процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
— в рамках внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие и логопедические занятия,
занятия ритмикой);
— в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
1.
Диагностическая работа - выявление особенностей развития и здоровья.

психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления особых
образовательных потребностей: развития познавательной сферы, специфических трудностей в
овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

мониторинга динамики развития;

анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных меропри ятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,
интервьюирование),

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за
учащимися и др.).
2.
Коррекционно-развивающая работа включает:

составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося
(совместно спедагогами),

организация внеурочной деятельности,

организация и проведение индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых
для преодоления нарушений развития ребенка,

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
3.
Консультативная работа включает:

психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в
15

развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных ученика,

консультативную помощь семье.
6
4.
Информационно-просветительская работа включает:

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально- типологических особенностей ребенка,

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной
психолого- психологической компетентности.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов школы с организациями и органами государственной власти,
связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки,
трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство – взаимодействие школы с ЦДОД, ДК д.Туендат, общественными
организациями и другими институтами общества.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (май - сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно- аналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта
особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II
этап (октябрь-май) Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный
образовательный процесс, имеющий коррекционно- развивающую направленность и процесс
специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально
созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
III
этап (май-июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребѐнка.
IV
этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивнокорректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом
индивидуальных пробелов в их развитии. Коррекционные занятия проводятся от 15 до 20 минут,
индивидуальные и групповые (в маленьких группах из двух-трех обучающихся), укомплектованных
на основе сходства корригируемых недостатков.
Планируемые результаты коррекционной работы
Универсальные компетенции:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния
индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом
возможностей своего здоровья;
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как
социокультурного феномена;
умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по
здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
сохранения и укреп ления личного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
16

различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми;
7
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной
деятельности для
достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
обеспечение
защиты
и
сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами,
соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с
учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования
индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и
взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Программы курсов коррекционно-развивающей области соответсвуют ФАОП УО
(вариант1)
Логопедические занятия
Психокоррекционные
занятия Ритмика

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1)
Пояснительная записка к учебному плану 4 класса на 2023-2024 учебный год
Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.
N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учебный план 4 класс (ФГОС УО вариант 1) .
Предметные
области

Учебные предметы

Коли
чество
часов в
неделю
4
класс

Обязательная часть
1. Язык и
речевая практика

2. Математика
3.
Естествознание
4. Искусство

5. Физическая

Русский язык

3

Чтение

4

Речевая практика

2

Математика

4

Мир природы и человека

1

Музыка

1

Рисование (изобразительное
искусство)

1

Адаптивная физическая

3

17

культура

культура

6. Технология

Ручной труд

Итого

8

1
20

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:

3

Чистописание

1

Мир природы и человека

1

Библиотечный час

1

Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)

23

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

логопедические занятия

3

ритмика

1

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

Внеурочная деятельность:

4

План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план
воспитательной работы, система условий реализации АОП соответствуют ООП ООО.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».