Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер –
64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык»,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека
читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой)
и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по
русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как
испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются
отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет
коррекционно-развивающий характер,что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и
опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимыхспецифических понятий, которые будут
использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого
опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего
программного материала.
В соответствии с особенностями восприятия, сохранения и переработки учебной информации обучающимися с ЗПР, следует в 5 классе
уделить особое внимание повторению и актуализации учебного материала, изученного в начальной школе. Наибольшее время стоит уделить
повторению таких тем, как «Имя существительное. Три склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний», «Имя
прилагательное. Изменение по падежам имён прилагательных. Правописание падежных окончаний», «Личные местоимения», «Глагол. Спряжение
глагола».
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению
переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане изучаются такие
темы, как «Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»; «Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен
прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более
тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием
степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в
середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед
суффиксами -то,-либо,-нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.
Одна из особенностей устной и письменной речи обучающихся с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и
деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами
«Причастие» и «Деепричастие». С усилением практической направленности и уменьшением доли теоретического материала изучаются такие темы,
как «Причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)»; «Склонение полных причастий и
правописание гласных в падежных окончаниях»; «Не с причастием»; «Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных,
образованных от глагола»; «Одна буква н в кратких причастиях»; «Деепричастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль)»; «Непроизводные и производные предлоги». Для изучения данного материала подбираются доступные для
выполнения варианты заданий с использованием смысловой опоры. Наибольшее время стоит уделить таким темам, как «Причастный оборот.
Обособление причастного оборота», «Деепричастный оборот. Обособление деепричастного оборота», которые требуют многократного закрепления.
В практическом плане (с использованием терминологии по визуальной основе) изучаются: образование действительных и страдательных
причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы;
различение на письме частиц не и ни.
В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной
грамотности тем, таких, как словосочетание (умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные
предложения (большое внимание уделяется разбору по членам предложения, умению находить основу предложения с простым, составным и
составным именным сказуемыми); предложения с однородными членами (наиважнейшая тема в курсе 8 класса); предложения с обращениями,
вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.
Особое внимание уделяется темам: «Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие слова в
предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах», «Обращения и вводные слова. Знаки препинания», «Знаки
препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение предваряется практическими упражнениями в конструировании предложений с
простыми, составными и составными-именными сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и сказуемым; в их
правильном интонировании; в использовании местоимений и наречий в роли обобщающего слова однородных членов предложения.
Ознакомительно изучаются виды обстоятельств; сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между
подлежащим и сказуемым.
В практическом плане (без терминологии) изучается тема «Несогласованные определения».
В 9 классе должны быть сформированы основные языковые компетенции, отработаны умения и навыки применения орфографических и
синтаксических правил.
Наиболее сложными темами для изучения обучающимися с ЗПР являются такие, как «Сложноподчинённые предложения с различными
видами придаточных» и т.п.
Особое внимание в 9 классе направлено на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, где
выпускники должны проявить коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию, продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями
в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи
следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи, совершенствованию
фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение
многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и
самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения
орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с
опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы),
привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише;необходимо обучать составлению
тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального
взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации,
коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной
терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский
язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский
язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
В пределах одного класса последовательность изучения тем, представленных в содержании каждого класса, может варьироваться.
Речь.
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план, опорные слова объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений,
личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением с использованием презентации, плана.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 5
реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным,
детальным
–
научно-учебных,
художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 130 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объёмом не менее270 слов: подробно, сжато и выборочно с опорой на план, опорные слова передавать в
устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 220 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 250 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с
использованием речевого клише.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом
100-120 слов; словарного диктанта объёмом 25-30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100-120 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями); понимать
особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в
устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли,
грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать по визуальной опоре способы и средства связи
предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые
средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать с опорой на
алгоритм тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.
Создавать по плану, опорным словам тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский
опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; сочинения объёмом от 80
слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников,
в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного
стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей
языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика),
публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение языковой культурой как средством познания мира;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться
справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и
т.п.);
устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких
источников с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за
диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты по годам обучения формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по
умолчанию включают результаты предыдущих лет).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Содежание учебного предмета:
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке1.
Основные разделы лингвистики.
Повторение и систематизация изученного в начальных классах.
Язык и речь
Язык и речь.Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие
в
диалоге
на
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
лингвистические
темы
(в
рамках
Сочинение с опорой на сюжетную картину.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: ознакомительное, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте;
использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прослушанного текста и прочитанного самостоятельно.
Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой план текста и по совместно составленному сложному плану текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной
литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический разбор слова.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные
способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых
понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении
словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование гласных и согласных в слове.
Роль окончаний в словах.
Морфемный разбор слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части
речи
как
лексико-грамматические
разряды
слов.
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени
существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание
-раст-
—
корней
-ращ-
с
—
чередованием
-рос-;
а
-гар-
//
—
о:
-лаг-
-гор-,
-зар-
—
—
-лож-;
-зор-;
-клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени
прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в
словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив (неопределённая форма глагола) и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого)
времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег- — -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-.
Время глагола.
Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Правописание
-тся
и
-ться
в
глаголах,
-ева-, -ыва-— -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Средства связи слов в словосочетании.Синтаксический разбор словосочетания.
суффиксов
-ова-
—
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные
особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным
или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или
местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с
существительным в форме родительного падежа.
Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения
распространённые
и
нераспространённые.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения.
Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и
степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с
однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзамиа, но.
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Двоеточие после обобщающего слова.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический разбор простого и простого осложнённого предложений.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и,
союзамиа, но.
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и
сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато,
да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
2
2
Раздел 2. Язык и речь
2.1
Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог. Виды
речевой деятельности
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
7
7
Раздел 3. Текст
3.1
Текст и его основные признаки.Композиционная
11
3
Библиотека ЦОК
структура текста. Функционально-смысловые
типы речи. Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста. Информационная
переработка текста. Редактирование текста
Итого по разделу
https://m.edsoo.ru/7f413034
11
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1
Функциональные разновидности языка (общее
представление)
Итого по разделу
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
4
Раздел 5. Система языка
5.1
Фонетика. Графика. Орфоэпия.Орфография
13
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
5.2
Морфемика. Орфография
13
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
5.3
Лексикология
11
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
37
Раздел 6. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
6.1
Синтаксис и пунктуация как разделы
лингвистики. Словосочетание
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
6.2
Простое двусоставное предложение
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
6.3
Простое осложнённое предложение
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
6.4
Сложное предложение
7
6.5
Прямая речь
2
6.6
Диалог
2
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
28
Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
7.1
Система частей речи в русском языке
2
7.2
Имя существительное
22
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
7.3
Имя прилагательное
12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
7.4
Глагол
24
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Итого по разделу
60
Повторение пройденного материала
9
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и
проверочные работы, диктанты)
12
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
16
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Богатство и выразительность русского
языка
1
2
Лингвистика как наука о языке
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251ffa
3
Повторение. Орфография. Правописание
гласных и согласных в корне (повторение
изученного в начальной школе)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252126
4
Повторение. Орфография. Правописание
разделительного мягкого (ь) и
разделительного твердого (ъ) знаков
(повторение изученного в начальной
школе)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252252
5
Повторение. Состав слова (повторение
изученного в начальной школе)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2523b0
6
Повторение. Морфология.
Самостоятельные и служебные части
речи (повторение изученного в начальной
школе)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252522
7
Повторение. Синтаксис (повторение
изученного в начальной школе)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2526f8
8
Контрольная работа (повторение
изученного в начальной школе)
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25286a
9
Речь устная и письменная
1
10
Монолог, диалог, полилог
1
11
Виды речевой деятельности: говорение,
слушание, чтение, письмо
1
12
Виды чтения
1
13
Виды аудирования
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252ea0
14
Речевой этикет
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252b4e
15
Сочинение/изложение (обучающее)
1
16
Понятие о тексте
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa253350
17
Текст и его основные признаки
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2534cc
18
Средства связи предложений и частей
текста
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25362a
19
Функционально-смысловые типы речи:
описание, повествование, рассуждение
1
20
Функционально-смысловые типы речи.
Практикум
1
21
Повествование как тип речи. Рассказ
1
22
Повествование как тип речи. Рассказ.
Практикум
1
23
Информационная переработка текста:
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa253a30
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa253bac
Библиотека ЦОК
простой и сложный план текста
https://m.edsoo.ru/fa254002
24
Информационная переработка текста:
простой и сложный план текста.
Практикум
1
25
Изложение и его виды
1
26
Изложение (обучающее). Подробное
изложение текста
1
27
Понятие о функциональных
разновидностях языка
1
28
Сферы речевого общения и их
соотнесённость с функциональными
разновидностями языка
1
29
Функциональные разновидности языка.
Практикум
1
30
Повторение и обобщение по темам
"Текст", "Функциональные
разновидности языка"
1
31
Буква и звук. Алфавит
1
32
Согласные звуки и обозначающие их
буквы. Глухие и звонкие согласные
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25491c
33
Правописание согласных в корне слова
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256ed8
34
Правописание согласных в корне слова.
Типы орфограмм
1
35
Согласные звуки и обозначающие их
буквы. Твёрдые и мягкие согласные
1
36
Гласные звуки и обозначающие их буквы
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254ad4
37
Слог и ударение
1
38
Сочинение (обучающее). Описание
картины
1
39
Правописание безударных гласных в
корне слова
1
40
Правописание безударных гласных в
корне слова. Типы орфограмм
1
41
Фонетический анализ слова
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254d36
42
Орфоэпия. Орфоэпические нормы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254ebc
43
Повторение тем «Фонетика, графика,
орфоэпия», «Орфография». Проверочная
работа
1
44
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая
единица языка
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25674e
45
Окончание и основа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256898
46
Приставки
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2569ce
47
Суффиксы
1
48
Чередование звуков в морфемах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256afa
49
Морфемный анализ слов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256c26
50
Правописание ё-о после шипящих в
корне слова
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256d5c
51
Правописание неизменяемых на письме
приставок
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257130
52
Правописание приставок на -з (-с)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257464
53
Правописание ы — и после приставок
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2575f4
54
Правописание ы — и после ц
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25772a
55
Повторение темы «Морфемика.
Орфография»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2578ba
56
Практикум по теме «Морфемика.
Орфография»
1
57
Контрольная работа по теме
«Морфемика. Орфография»
1
58
Лексикология как раздел лингвистики.
Лексическое значение слова
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2553d0
59
Толковые словари
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2554fc
60
Однозначные и многозначные слова
1
61
Понятие о лексической сочетаемости
1
62
Сочинение. Устный рассказ
1
63
Тематические группы слов
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25568c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2558ee
64
Синонимы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa255b5a
65
Антонимы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa255ce0
66
Омонимы. Паронимы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa255e16
67
Лексический анализ слова
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25632a
68
Повторение темы "Лексикология"
1
69
Повторение темы "Лексикология".
Практикум
1
70
Контрольная работа по теме
"Лексикология"
1
71
Что изучает синтаксис
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e5de
72
Словосочетание
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e778
73
Предложение - основная единица
речевого общения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ea52
74
Виды предложений по цели
высказывания
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ebce
75
Смысловые и интонационные
особенности повествовательных,
вопросительных, побудительных,
восклицательных и невосклицательных
предложений. Интонация
1
76
Грамматическая основа предложения
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2565a0
77
Главные члены предложения
(грамматическая основа). Подлежащее и
способы его выражения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25eda4
78
Главные члены предложения
(грамматическая основа). Сказуемое и
способы его выражения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ef0c
79
Второстепенные члены предложения.
Определение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25f402
80
Дополнение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25f57e
81
Обстоятельство
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25f6e6
82
Однородные члены предложения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fb78
83
Предложения с однородными членами
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fce0
84
Сочинение-описание картины
1
85
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
1
86
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Практикум
1
87
Обращение
1
88
Изложение с элементами сочинения
(обучающее)
1
89
Предложения простые и сложные.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ffb0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fe52
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260190
Библиотека ЦОК
Сложные предложения с бессоюзной и
союзной связью
https://m.edsoo.ru/fa2605c8
90
Сложные предложения с бессоюзной и
союзной связью
1
91
Предложения сложносочиненные и
сложноподчиненные (общее
представление, практическое усвоение)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260744
92
Пунктуационное оформление сложных
предложений, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами
и, но, а, однако, зато, да
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2608a2
93
Пунктуационное оформление сложных
предложений, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами
и, но, а, однако, зато, да. Практикум
1
94
Предложения с прямой речью
1
95
Пунктуационное оформление
предложений с прямой речью
1
96
Диалог. Пунктуационное оформление
диалога
1
97
Диалог. Пунктуационное оформление
диалога. Практикум
1
98
Повторение темы «Синтаксис и
пунктуация»
1
99
Повторение темы «Синтаксис и
пунктуация». Практикум
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260a8c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260c12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260d5c
1
1
100
Контрольная работа по теме «Синтаксис
и пунктуация»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260e88
101
Система частей речи в русском языке
1
102
Самостоятельные и служебные части
речи
1
103
Имя существительное как часть речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257b30
104
Род имён существительных. Имена
существительные общего рода
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25803a
105
Число имени существительного. Имена
существительные, имеющие форму
только единственного или
множественного числа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2583d2
106
Изложение выборочное
1
107
Падеж имён существительных
1
108
Типы склонения имён существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258580
109
Правописание мягкого знака на конце
имён существительных после шипящих
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2586b6
110
Буквы Е и И в падежных окончаниях
имён существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2587e2
111
Буквы Е и И в падежных окончаниях
имён существительных. Практикум
1
112
Разносклоняемые и несклоняемые имена
существительные
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257a04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25829c
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258918
113
Род несклоняемых имён
существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258bde
114
Морфологический анализ имени
существительного
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258d28
115
Буквы О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях имён существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258fe4
116
Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен
существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25939a
117
Правописание суффиксов -чик-/-щикимен существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259246
118
Правописание О и Е (Ё) после шипящих
и Ц в суффиксах имен существительных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259110
119
Слитное и раздельное написание НЕ с
именами существительными
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2595ca
120
Правописание корней с чередованием
а//о: -гар- — -гор-, -зар- — -зор-
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2598a4
121
Правописание корней с чередованием
а//о: -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.
Практикум
1
122
Правописание корней с чередованием а //
о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- — -рос
1
123
Правописание корней с чередованием а //
о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- — -рос.
Практикум
1
124
Правописание корней с чередованием клан- — -клон-, -скак- — -скоч-
1
125
Повторение и обобщение по теме "Имя
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25976e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2599d0
существительное"
126
Контрольная работа по теме "Имя
существительное"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259afc
127
Имя прилагательное как часть речи
1
128
Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и
синтаксические функции имени
прилагательного
1
129
Правописание безударных окончаний
имен прилагательных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a114
130
Буквы О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях имен прилагательных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25abe6
131
Имена прилагательные полные и краткие,
их синтаксические функции
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a27c
132
Краткие прилагательные. Их
синтаксические функции
1
133
Морфологический анализ имен
прилагательных
1
134
Сочинение-описание картины
1
135
Буквы О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах имен прилагательных
1
136
Буквы О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах имен прилагательных.
Практикум
1
137
Слитное и раздельное написание НЕ с
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259c1e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a5ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b1b8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ad6c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25aede
Библиотека ЦОК
именами прилагательными
https://m.edsoo.ru/fa25b046
138
Повторение по теме «Имя
прилагательное»
1
139
Повторение по теме «Имя
прилагательное». Практикум
1
140
Контрольная работа по теме "Имя
прилагательное"
1
141
Глагол как часть речи
1
142
Глагол как часть речи. Роль глагола в
словосочетании и предложении, в речи
1
143
Инфинитив и его грамматические
свойства
1
144
Основа инфинитива, основа настоящего
(будущего простого) времени глагола
1
145
Глаголы совершенного и несовершенного
вида
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b7ee
146
Глаголы совершенного и несовершенного
вида (практикум)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b960
147
Глаголы возвратные и невозвратные
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25bb9a
148
Сочинение на тему
1
149
Изменение глаголов по временам
1
150
Настоящее время: значение, образование,
употребление
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b398
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b514
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b686
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25c1ee
151
Изменение глаголов по лицам и числам
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25c98c
152
Изменение глаголов по лицам и числам.
Спряжение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb58
153
Изменение глаголов по лицам и числам.
Типы спряжения глагола (обобщение)
1
154
Правописание безударных личных
окончаний глаголов
1
155
Правописание безударных личных
окончаний глаголов. Практикум
1
156
Правописание мягкого знака (Ь) в
инфинитиве, в форме 2-го лица
единственного числа после шипящих
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d44a
157
Морфологический анализ глагола
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d116
158
Правописание корней с чередованием е//и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e0ca
159
Правописание корней с чередованием
е//и. Практикум
1
160
Обобщение по теме: "Правописание
корней с чередованием е // и"
1
161
Правописание гласной перед суффиксом л- в формах прошедшего времени глагола
1
162
Правописание гласной перед суффиксом л- в формах прошедшего времени
глагола. Практикум
1
163
Слитное и раздельное написание не с
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ccd4
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ce32
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e228
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d90e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25db02
Библиотека ЦОК
глаголами
https://m.edsoo.ru/fa25dc74
164
Повторение по теме «Глагол».
Проверочная работа
1
165
Работа над ошибками, анализ работы
1
166
Итоговая контрольная работа за курс 5
класса
1
167
Повторение. Фонетика. Графика.
Орфография. Орфоэпия
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2610f4
168
Повторение. Лексикология. Культура речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa261284
169
Повторение. Морфология. Культура речи
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2614e6
170
Повторение. Синтаксис. Культура речи
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e430
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa261608
1
12
16
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
1. Печатные пособия.
Тростенцова JI. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
2. Экранно – звуковые пособия.
1.Электронное приложение к учебнику.
3. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и
видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных
программ (текстовых, графических и презентационных).
2. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического
обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).
3. Сканер.
4. Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
1. «Электронные словари и энциклопедии». www.slovari.ru, www.wikipedia.ru, www.krugosvet.ru, www.rubricon.ru
2. Образовательные сайты: «Социальная сеть работников образования», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Открытый класс. Сетевые
образовательные сообщества», «Завуч.инфо», «Педсовет», «Российский общеобразовательный портал», «По уши в ГИА», «Учительская газета»,
«Виртуальный кабинет русского языка и литературы», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального
профессионального образования».
3. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
4. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».