Адаптированная рабочая программа русский язык 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы
основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения
человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в Примерной рабочей программе основного общего
образования.
Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного
языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования:
 воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому
языку;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя

речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал
по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так
как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне
репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким
обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения
обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер,что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию
имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимыхспецифических понятий, которые будут
использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного
речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении

изучения всего программного материала.
В соответствии с особенностями восприятия, сохранения и переработки учебной информации обучающимися с ЗПР, следует в 5
классе уделить особое внимание повторению и актуализации учебного материала, изученного в начальной школе. Наибольшее время стоит
уделить повторению таких тем, как «Имя существительное. Три склонения имён существительных. Правописание безударных падежных
окончаний», «Имя прилагательное. Изменение по падежам имён прилагательных. Правописание падежных окончаний», «Личные
местоимения», «Глагол. Спряжение глагола».
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению
переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане
изучаются такие темы, как «Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»; «Склонение количественных числительных»,
«Степени сравнения имен прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается доступный для выполнения вариант
заданий с очевидным ответом. Более тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных
числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с
орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных,
обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то,-либо,-нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.
Одна из особенностей устной и письменной речи обучающихся с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении
причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса
связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». С усилением практической направленности и уменьшением доли теоретического
материала изучаются такие темы, как «Причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая
роль)»; «Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях»; «Не с причастием»; «Одна и две буквы н в
суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола»; «Одна буква н в кратких причастиях»; «Деепричастие –
особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)»; «Непроизводные и производные предлоги». Для
изучения данного материала подбираются доступные для выполнения варианты заданий с использованием смысловой опоры. Наибольшее
время стоит уделить таким темам, как «Причастный оборот. Обособление причастного оборота», «Деепричастный оборот. Обособление
деепричастного оборота», которые требуют многократного закрепления.
В практическом плане (с использованием терминологии по визуальной основе) изучаются: образование действительных и

страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и
модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение наиболее трудных, но важных для формирования
пунктуационной грамотности тем, таких, как словосочетание (умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между
словами); двусоставные предложения (большое внимание уделяется разбору по членам предложения, умению находить основу предложения
с простым, составным и составным именным сказуемыми); предложения с однородными членами (наиважнейшая тема в курсе 8 класса);
предложения с обращениями, вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.
Особое внимание уделяется темам: «Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие слова
в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах», «Обращения и вводные слова. Знаки препинания»,
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение предваряется практическими упражнениями в конструировании
предложений с простыми, составными и составными-именными сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и
сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании местоимений и наречий в роли обобщающего слова однородных членов
предложения.
Ознакомительно изучаются виды обстоятельств; сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между
подлежащим и сказуемым.
В практическом плане (без терминологии) изучается тема «Несогласованные определения».
В 9 классе должны быть сформированы основные языковые компетенции, отработаны умения и навыки применения
орфографических и синтаксических правил.
Наиболее сложными темами для изучения обучающимися с ЗПР являются такие, как «Сложноподчинённые предложения с
различными видами придаточных» и т.п.
Особое внимание в 9 классе направлено на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, где
выпускники должны проявить коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию, продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и

обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными
потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР
всех компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной
речи, совершенствованию фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие
поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей
обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений, упражнять навыки
самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания смысловые опоры, образец,
визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность
применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР:
выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры
(планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов
общего хода выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише;необходимо обучать
составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование
ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском
необходимой информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной
терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц)
необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными
являются визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет
«Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного
предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной
образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
В пределах одного класса последовательность изучения тем, представленных в содержании каждого класса, может варьироваться.
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план, опорные слова объёмом не менее 8 предложений на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы
(монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением с использованием презентации, плана.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 5
реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 130 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объёмом не менее270 слов: подробно, сжато и выборочно с опорой на план, опорные слова
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее
220 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 250 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с
использованием речевого клише.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста
объёмом 100-120 слов; словарного диктанта объёмом 25-30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100-120 слов, составленного

с учётом ранее изученных правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми
написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм
речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли,
грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать по визуальной опоре способы и средства связи
предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать
языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).
Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать с опорой на
алгоритм тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Создавать по плану, опорным словам тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений;
сочинения объёмом от 80 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять
содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и

научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение языковой культурой как средством познания мира;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление
национальной культуры;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может действовать самостоятельно, и ситуации, где следует
воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений (грамматических категорий, морфологического
состава и т.п.);
устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких
источников с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы
современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его
усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в произошедшей
ситуации (за диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты по годам обучения формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного
года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
СОДЕРЖАНИЕ:
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы
подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию
словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; различать

функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать с опорой на алгоритм их
интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в
текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать с опорой на визуализацию способы выражения
подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;
применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами,
словами большинство–меньшинство, количественными сочетаниями. Применять с опорой на алгоритм нормы постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать
особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения).
Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения,
приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств).
Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические
средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное
предложение, неопределённо-личное предложение, обощённо-личное предложение, безличное предложение); характеризовать с
направляющей помощью педагога грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;
выявлять с опорой на алгоритм синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности
употребления односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.
Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и
бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; понимать
особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так
и.

Применять при необходимости с визуальной поддержкой
нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся
союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при
однородных членах при необходимости с визуальной поддержкой.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые
предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые
обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в
том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций. Применять
нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных
определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций;
нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; понимать особенности
употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в
речи, понимать их функции; выявлять синонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями
(распространёнными и нераспространёнными), междометиями.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках
изученного).
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический разбор словосочетаний, синтаксический и пунктуационный разбор предложений;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Тематическое планирование
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Русский язык в кругу других славянских
языков

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

1
1

Раздел 2. Язык и речь
2.1

Виды речи. Монолог и диалог. Их
разновидности

Итого по разделу

4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

4

Раздел 3. Текст

3.1

Текст и его признаки. Функциональносмысловые типы речи. Смысловой анализ
текста. Информационная переработка
текста

Итого по разделу

5

5

Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1

Официально-деловой стиль. Жанры
официально-делового стиля. Научный
стиль. Жанры научного стиля

Итого по разделу

5
5

Раздел 5. Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
5.1

Синтаксис как раздел лингвистики

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5.2

Пунктуация. Функции знаков препинания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

Итого по разделу

2

Раздел 6. Система языка. Словосочетание

6.1

Словосочетание и его признаки. Виды
словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова. Типы
подчинительной связи в словосочетании

Итого по разделу

5

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5

Раздел 7. Система языка. Предложение
7.1

Предложение и его основные признаки.
Виды предложений

6

7.2

Двусоставное предложение. Главные члены
предложения (грамматическая основа)

5

7.3

Второстепенные члены предложения

10

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

7.4

Односоставные предложения. Виды
односоставных предложений

10

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

7.5

Простое осложнённое предложение.
Предложения с однородными членами

10

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

7.6

Предложения с обособленными членами.
Виды обособленных членов предложения.
Уточняющие члены предложения,

12

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

пояснительные и присоединительные
конструкции

7.7

Предложения с обращениями, вводными и
вставными конструкциями. Обращение.
Вводные конструкции. Вставные
конструкции

10

Итого по разделу

63

Повторение пройденного материала

8

Итоговый контроль (сочинения, изложения,
контрольные и проверочные работы, диктанты)

9

9

102

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

39

Поурочное планирование
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Русский язык в кругу других славянских
языков

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97dee

2

Повторение. Правописание н и нн в
суффиксах прилагательных, причастий и
наречий. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97f9c

3

Повторение. Слитное и раздельное
написание не и ни с разными частями
речи. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98208

4

Повторение. Правописание сложных слов
разных частей речи. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98492

5

Повторение. Слитное, дефисное и
раздельное написание наречий,
производных предлогов, союзов и частиц.
Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98686

6

Контрольная работа /проверочная работа
/диктант

1

7

Что такое культура речи. Монологповествование

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9882a

8

Монолог-рассуждение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98c3a

9

Монолог и диалог

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98e2e

1

10

Монолог и диалог. Практикум

1

11

Текст как речевое произведение. Виды
информации в тексте

1

12

Средства и способы связи предложений в
тексте

1

13

Средства и способы связи предложений в
тексте. Практикум

1

14

Сочинение-рассуждение. Виды
аргументации

1

15

Сочинение-рассуждение. Практикум

1

16

Сочинение на тему

1

17

Функциональные разновидности
современного русского языка. Научный
стиль

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99ad6

18

Основные жанры научного стиля.
Информационная переработка текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a

19

Официально-деловой стиль

1

20

Жанры официально-делового стиля

1

21

Повторение по теме. Практикум

1

22

Изложение подробное/сжатое

1

23

Синтаксис как раздел лингвистики.
Основные единицы синтаксиса

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a81e

24

Пунктуация. Функции знаков препинания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a9a4

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99270

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99c0c
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98ff0

25

Словосочетание, его структура и виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ab34

26

Типы связи в словосочетании
(согласование, управление, примыкание)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ae72

27

Типы связи в словосочетании
(согласование, управление, примыкание).
Практикум

1

28

Синтаксический анализ словосочетаний

1

29

Повторение темы. Практикум

1

30

Понятие о предложении. Основные
признаки предложения

1

31

Виды предложений по цели
высказывания и по эмоциональной
окраске. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b6e2

32

Простые и сложные предложения. Знаки
препинания в простом и сложном
предложениях с союзом и. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b87c

33

Двусоставные и односоставные
предложения. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ba0c

34

Виды предложений по наличию
второстепенных членов
(распространённые,
нераспространённые). Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88

35

Предложения полные и неполные.
Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bdae

36

Главные члены двусоставного

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b228
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b53e

Библиотека ЦОК

предложения. Подлежащее и способы его
выражения

https://m.edsoo.ru/fba9bf5c

37

Сказуемое и способы его выражения.
Простое глагольное сказуемое

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c286

38

Изложение подробное/сжатое

1

39

Составное глагольное сказуемое

1

40

Составное именное сказуемое

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c42a

41

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c5b0

42

Второстепенные члены и их роль в
предложении

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c736

43

Определение как второстепенный член
предложения и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c966

44

Определения согласованные и
несогласованные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9caec

45

Приложение как особый вид определения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d1cc

46

Дополнение как второстепенный член
предложения. Дополнения прямые и
косвенные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d44c

47

Дополнение как второстепенный член
предложения. Практикум.

1

48

Обстоятельство как второстепенный член
предложения. Виды обстоятельств

1

49

Обстоятельство как второстепенный член
предложения. Практикум

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d564
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d672

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d794

50

Второстепенные члены предложения.
Синтаксический и пунктуационный
анализ предложения

1

51

Повторение темы «Двусоставные
предложения», "Второстепенные члены
предложения". Практикум

1

52

Контрольная работа по темам
"Словосочетание", "Двусоставное
предложение", "Второстепенные члены
предложения"

1

53

Односоставные предложения. Главный
член односоставного предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e248

54

Основные группы односоставных
предложений и их особенности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e392

55

Определённо-личные предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e4be

56

Неопределённо-личные предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e5cc

57

Неопределённо-личные предложения.
Практикум

1

58

Обобщённо-личные предложения

1

59

Сочинение-описание картины

1

60

Безличные предложения

1

61

Безличные предложения. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e068

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e73e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ecd4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e860
1

62

Назывные предложения

1

63

Повторение темы «Односоставные
предложения». Практикум

1

64

Понятие о простом осложнённом
предложении

1

65

Понятие об однородных членах
предложения

1

66

Способы связи однородных членов
предложения и знаки препинания между
ними

1

67

Способы связи однородных членов
предложения и знаки препинания между
ними. Практикум

1

68

Однородные и неоднородные
определения

1

69

Однородные и неоднородные
определения. Практикум

1

70

Обобщающие слова при однородных
членах предложения.

1

71

Обобщающие слова при однородных
членах предложения. Практикум

1

72

Синтаксический анализ простого
предложения

1

73

Повторение темы «Предложения с
однородными членами». Практикум

1

74

Сочинение-рассуждение на тему

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e98c
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9edf6

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f1de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f2f6

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f418

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9fc10

75

Предложения с обособленными членами.
Обособление определений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ff30

76

Виды обособленных членов
предложения: обособленные
определения. Правила обособления
согласованных определений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0052

77

Обособление приложений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa035e

78

Обособление приложений. Практикум

1

79

Обособление обстоятельств

1

80

Обособление обстоятельств. Практикум

1

81

Обособление дополнений

1

82

Обособление дополнений. Практикум

1

83

Обособление уточняющих и
присоединительных членов предложения.

1

84

Обособление уточняющих и
присоединительных членов предложения.
Практикум

1

85

Повторение темы «Предложения с
обособленными членами»

1

86

Повторение темы «Предложения с
обособленными членами». Практикум

1

87

Контрольная работа по темам

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa05a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa070a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0818
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0a48

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0b60
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0c8c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1268

1
1

Библиотека ЦОК

"Предложения с однородными членами",
"Обособленные члены предложения"

https://m.edsoo.ru/fbaa13e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa154c

88

Предложения с обращениями

1

89

Предложения с обращениями. Практикум

1

90

Предложения с вводными конструкциями

1

91

Предложения с вводными конструкциями.
Практикум

1

92

Омонимия членов предложения и
вводных слов, словосочетаний и
предложений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1e84

93

Предложения со вставными
конструкциями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa210e

94

Предложения со вставными
конструкциями. Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa223a

95

Знаки препинания в предложениях с
вводными и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями.
Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa235c

96

Повторение темы «Предложения с
обращениями, вводными и вставными
конструкциями»

1

97

Повторение темы «Предложения с
обращениями, вводными и вставными
конструкциями». Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1664
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa17c2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1b82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa2474

1

98

Итоговая контрольная работа за курс 8
класса

1

99

Повторение. Типы связи слов в
словосочетании. Культура речи.
Практикум

1

1

100

Повторение. Виды односоставных
предложений. Культура речи. Практикум

1

1

101

Повторение. Однородные члены
предложения. Пунктуационный анализ
предложений. Практикум

1

1

102

Повторение. Обособленные члены
предложения. Пунктуационный анализ
предложений. Практикум

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa2a96

1

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa26a4

39

Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс /Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение,
2005.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.:
Владос, 2004.
Еремеева А.С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А.С.Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.
5.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / A.Б.Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. Тростенцова Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,
А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. редакт. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

Для учителя:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд./Г.А.Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю.С.Пичугов. - М.: Просвещение, 1999.
Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, И.А.Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н.А.Николина, К.И.Мишина, B.А.Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.:
Просвещение, 1991.
Лекант П.А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД
Русское слово - PC, 1999.
9.Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И.В.Кусмарская, А.К.Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
10.
Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. - М.: Просвещение, 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».