Адаптированная рабочая программа литература 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101)
(далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Литература»,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с
ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и
понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с
фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют
обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений,
выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению
воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит
обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки
других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»

Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение
художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию
смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие задачи:
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы,
литературы своего народа, мировой литературы;
 формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном
автором;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного
текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
 формирование

умений

воспринимать,

анализировать,

критически

оценивать

и

интерпретировать

прочитанное,

осознавать

художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
 формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
 воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
 воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох
и народов;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
 формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
 обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
 формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе
Примерная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от основной образовательной программы по литературе для 5–9
классов тем, что составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У
обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и
работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания,
приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и
самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету
«Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений педагогу следует понимать, что их
содержание должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации
знаний и представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным
дисциплинам; уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по четвертям (триместрам).
Распределение времени на изучение тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от
особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей.
Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро,
зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и
т. д.).
Примерные

виды

деятельности

обучающихся

с

ЗПР,

обусловленные

особыми

обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»

образовательными

потребностями

и

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными
теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально
активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор
дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний,
упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески
поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать
небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в
устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем
перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений;
включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать
темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к
возможностям обучающихся с ЗПР.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет
«Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература»
преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». Содержание учебного предмета «Литература», представленное в Примерной
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной
адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение читательской культурой как средством познания мира;
воспитание гражданской идентичности на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа;
формирование на основе литературных произведений ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважения к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
развитие способности к осознанию своей этнической принадлежности на основе основных культурных ценностей народа, представленных
в литературных произведениях;
развитие эстетического вкуса через ознакомление с литературным наследием народов России и мира;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
установка на осмысление чужих и своих поступков;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
воспитание уважения к труду и результатам трудовой деятельности (на материале соответствующих литературных произведений);
развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения: готовность оценивать поведение и
поступки героев литературных произведений с позиции нравственных и правовых норм, соотносить с ними свои действия;
развитие способности уметь находить позитивное в описываемой в произведении неблагоприятной ситуации; воспитание готовности
действовать в отсутствие гарантий успеха;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, необходимости уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
(на основе анализа литературных произведений);
способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы
путем идентификации с героями литературных произведений;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе знакомства с соответствующими литературными произведениями;
умение осознавать эмоциональное состояние персонажей литературных произведений, способность признавать право человека на ошибку;

умение анализировать свое поведение и поступки, принимать решения в различных жизненных ситуациях, оценивать собственные
возможности, склонности и интересы с учетом имеющегося читательского опыта;
умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей (героев литературных произведений);
освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей, умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
умение

распознавать

и

противостоять

психологической

манипуляции,

неблагоприятному воздействию

(на

основе

анализа

соответствующих литературных произведений).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выделять характерные черты, присущие различным образам литературных героев, давать им обобщенную характеристику;
устанавливать причинно-следственные связи при чтении литературных произведений;
находить в тексте информацию и формулировать выводы;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких
источников с учетом поставленных целей;
формировать читательскую грамотность;
аргументировать свою позицию, мнение;
создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или дискуссии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием литературных произведений для
выступления перед аудиторией;

отстаивать свое мнение, точку зрения;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области литературы;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
различать и называть собственные эмоции, возникающие при прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями
писателей;
анализировать причины эмоций литературных персонажей и адекватно называть их;
ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы и намерения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающиеся с ЗПР включаются в культурно-языковое поле русской и мировой
культуры через осознание богатства, национального своеобразия русского языка, воспитание ценностного отношения к русскомуязыку как части
самобытной русской культуры, осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом. Обеспечивается приобщение обучающихся к российскому литературному наследию и через него к
сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание
исторической преемственности поколений; обогащение словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей

полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» ориентированы на формирование культуры чтения и мышления,
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Они должны обеспечивать формирование
потребности в систематическом чтении как способе познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а
также средстве гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты по литературе в основной школе для обучающихся с ЗПР должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) овладение элементарными умениями смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы,
базовыми умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях:
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять с направляющей помощью педагога тематику и
проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять по опорным вопросам позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии;
иметь представление о теоретико-литературных понятиях1 и уметь использовать их на базовом уровне в процессе анализа, интерпретации
произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос,
драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет,
эпиграмма, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический,
трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; портрет, пейзаж, интерьер, художественная

деталь, символ, подтекст; сатира, юмор, ирония, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стиль; стих и проза;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
базовые умения рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять с направляющей
помощью педагога и при помощи «ленты времени» принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному
направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
базовое умение сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
умение сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам изученные произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР) читать наизусть произведения,
и / или фрагменты в том числе наизусть, не менее 10 произведений и / или фрагментов;
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по опорным схемам и наводящим вопросам, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении; давать аргументированную оценку прочитанному;
7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;
8) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и оценки изученных художественных произведений древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения):
«Слово о полку Игореве»; стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»; повесть
Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И. А. Крылова; стихотворения и баллады В. А. Жуковского; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
произведения А. С. Пушкина: стихотворения, поэма «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», повесть
«Станционный смотритель»; произведения М. Ю. Лермонтова: стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени»; произведения Н. В. Гоголя: комедия «Ревизор», повесть

«Шинель», поэма «Мёртвые души»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова; «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина; по одному произведению (по выбору) следующих писателей: Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев,
Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков; рассказы А. П. Чехова; стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой,
М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака; рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
(избранные главы); рассказы В. М. Шукшина: «Чудик», «Стенька Разин»; рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», рассказ В. Г. Распутина
«Уроки французского»; по одному произведению (по выбору) А. П. Платонова, М. А. Булгакова; произведения литературы второй половины XX—
XXI в.: не менее трёх прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер,
Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков); не менее трёх поэтов по выбору (в том числе Р.
Г. Гамзатов, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов,
А. С. Кушнер, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов); Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа
познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного
представления полученных результатов);
12) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме,
подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.

Предметные результаты:
1) понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства

многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
3) проводить с опорой на план, образец смысловой анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):
- анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать по плану героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять на базовом уровне своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической

проблематики произведений (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР); выявлять языковые

особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры и стиля писателя;
- понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел;
роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); тема, идея,
проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт;
система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония,
сатира, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
афоризм;
- учиться рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при
анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
- выделять с направляющей помощью педагога в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
- сопоставлять по плану, схеме произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;

- сопоставлять по плану, схеме изученные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства
(изобразительное искусство, музыка, театр, кино, фотоискусство);
4) выразительно

читать

стихи

и

прозу,

в

том

числе

наизусть

(не менее 8–9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом актуального уровня
развития обучающихся с ЗПР);
5) пересказывать изученное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать
вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позициями участников диалога,
давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения; с направляющей помощью педагога исправлять и редактировать собственные письменные
тексты; собирать с направляющей помощью педагога, материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы,
схемы, доклада, конспекта, эссе, отзыва на самостоятельно выбранную литературную тему, применяя различные виды цитирования;
8)с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения
древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и
окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям педагога, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными
библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им
самим написанное».
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной
полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (одно по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее двух стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В.

Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.
Литература второй половины XX века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–XXI века (одно произведение по выбору). Например, произведения
Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI века (одно произведение на тему «Человек в
ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон,
Б. Кауфман и др.).
Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее двух стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого,
М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко,
Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…»
и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

Тематическое планирование
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1

Житийная литература (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие
протопопа Аввакума, им самим
написанное»

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Раздел 2. Литература XVIII века
2.1

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3

Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар»
и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса
по выбору). Например,«Моцарт и
Сальери», «Каменный гость». Роман
«Капитанская дочка»

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3.2

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не
менее двух).Например, «Я не хочу, чтоб
свет узнал…», «Из-под таинственной,
холодной полумаски…», «Нищий» и др.

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Поэма «Мцыри»
3.3

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»,
Комедия «Ревизор»

Итого по разделу

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

19

Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,«Первая
любовь»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

4.2

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору)

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

4.3

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно
произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы)

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

6

Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по
выбору).Например, произведения И. С.
Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и
др.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

5.2

Поэзия первой половины ХХ века (не
менее трёх стихотворений на тему
«Человек и эпоха».Например,
стихотворения В. В. Маяковского, М. И.
Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Пастернака и др.
5.3

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору).
Например, «Собачье сердце» и др.

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6

Раздел 6. Литература второй половины XX века
6.1

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» и др.)

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.2

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.3

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.4

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор»

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.5

Произведения отечественных прозаиков
второй половины XX—XXI века (не
менее двух).Например, произведения Е.
И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В.
Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.6

Произведения отечественных и
зарубежных прозаиков второй половины
XX—XXI века (не менее двух
произведений на тему «Человек в
ситуации нравственного
выбора»).Например, произведения В. П.
Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С.
Дашевской, Дж. Сэлинджера, К.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Патерсон, Б. Кауфман и др.)

6.7

Поэзия второй половины XX — начала
XXI века (не менее трёх
стихотворений).Например,
стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А.
Светлова, М.В.Исаковского, К. М.
Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш.
Окуджавы, В. С. Высоцкого,
А.А.Вознесенского, Е.А.Евтушенко,
Р.И.Рождественского, И. А. Бродского,
А.С.Кушнера и др.

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

1

13

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза
на звёзды не похожи…» и др. Трагедия
«Ромео и Джульетта» (фрагменты по
выбору).

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

7.2

Ж.Б. Мольер. Комедия «Мещанин во
дворянстве» (фрагменты по выбору)

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

5

Развитие речи

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Внеклассное чтение

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итоговые контрольные работы

2

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4196be
Резервное время

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be
2

0

Примерные контрольно-измерительные материалы по литературе
Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» проводится в форме текущего и
рубежного контроля в виде итоговых сочинений на заданную тему, сжатого изложения, уроков контроля, направленных на оценку умения
составлять устное высказывание.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптацию предлагаемого обучающемуся
тестового (контрольно-оценочного) материала, использование справочной информации.

Поурочное планирование
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Введение. Жанровые особенности
житийной литератры. "Житие Сергия
Радонежкского", "Житие протопопа
Аввакума, им самим написанное" (одно
произведение по выбору): особенности
героя жития, исторические основы
образа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38c94

2

Житийная литература. (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие
протопопа Аввакума, им самим
написанное». Нравственные проблемы в
житии, их историческая обусловленность
и вневременной смысл. Особенности
лексики и художественной образности
жития

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38e06

3

Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль"
как произведение классицизма, её связь с
просветительскими идеями.
Особенности сюжета и конфликта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc38f78

4

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».Тематика и социальнонравственная проблематика комедии.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3909a

Характеристика главных героев

5

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».Способы создания
сатирических персонажей в комедии, их
речевая характеристика. Смысл названия
комедии

1

6

Резервный урок. Д.И. Фонвизин.
Комедия "Недоросль" на театральной
сцене

1

7

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее
двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар»
и др. Гражданские мотивы в лирике
поэта. Художественное мастерство и
особенности лирического героя

1

8

А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии"
(одна пьеса по выбору). Например,
«Моцарт и Сальери», «Каменный гость».
Особенности драматургии А.С.
Пушкина. Тематика и проблематика,
своеобразие конфликта. Характеристика
главных героев. Нравственные проблемы
в пьесе

1

9

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": история создания. Особенности
жанра и композиции, сюжетная основа
романа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39c70

10

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": тематика и проблематика,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc391bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39b1c

своеобразие конфликта и системы
образов

11

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": образ Пугачева, его историческая
основа и особенности авторской
интерпретации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39fd6

12

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": образ Петра Гринева. Способы
создания характера героя, его место в
системе персонажей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39d9c

13

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": тема семьи и женские образы.
Роль любовной интриги в романе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc39eb4

14

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская
дочка": историческая правда и
художественный вымысел. Смысл
названия романа. Художественное
своеобразие и способы выражения
авторской идеи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a3b4

15

Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман
"Капитанская дочка": подготовка к
сочинению

1

16

Резервный урок. Сочинение по роману
А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

1

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не
менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб
свет узнал…», «Из-под таинственной,
холодной полумаски…», «Нищий» и др.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a5da

Мотив одиночества в лирике поэта,
характер лирического героя

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не
менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб
свет узнал…», «Из-под таинственной,
холодной полумаски…», «Нищий» и др.
Художественное своеобразие лирики
поэта

1

19

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри":
история создания. Поэма "Мцыри" как
романтическое произведение.
Особенности сюжета и композиции

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a6f2

20

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри":
тематика, проблематика, идея,
своеобразие конфликта.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a7f6

21

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри":
особенности характера героя,
художественные средства его создания.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3a922

22

Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма
"Мцыри": художественное своеобразие.
Поэма "Мцыри" в изобразительном
искусстве

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3aa58

23

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель": тема,
идея, особенности конфликта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b6ba

24

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель":
социально-нравственная проблематика.
Образ маленького человека. Смысл
финала

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b7dc

25

Н.В. Гоголь. Комедия "Резизор": история
создания. Сюжет, композиция,
особенности конфликта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ace2

26

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор" как
сатира на чиновничью Россию. Система
образов. Средства создания
сатирических персонажей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b2f0

27

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор". Образ
Хлестакова. Понятие "хлестаковщина"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b19c

28

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор". Смысл
финала. Сценическая история комедии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3b53e

29

Развитие речи. Н.В. Гоголь. Комедия
"Ревизор": подготовка к сочинению

1

30

Резервный урок. Сочинение по комедии
Н.В. Гоголя "Ревизор"

1

31

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,«Первая
любовь». Тема, идея, проблематика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ba0c

32

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася», «Первая
любовь». Система образов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3be9e

33

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору). Тема, идея, проблематика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c57e

34

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору). Система образов.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c7cc

35

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно
произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы). Тема, идея,
проблематика

1

36

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно
произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы). Система образов

1

37

Итоговый контроль. Произведения
русской литературы второй половины
XIX века

1

38

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по выбору).
Например, произведения И. С. Шмелёва,
М. А. Осоргина, В.В. Набокова, Н.
Тэффи, А. Т. Аверченко и др. Основные
темы, идеи, проблемы, герои

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c984

39

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по выбору).
Например, произведения И. С. Шмелёва,
М. А. Осоргина, В. В. Набокова,
Н.Тэффи, А. Т. Аверченко и др. Система
образов. Художественное мастерство
писателя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cc68

40

Внеклассное чтение. Произведения
писателей русского зарубежья (не менее
двух по выбору). Например,
произведения И. С. Шмелёва, М.А.
Осоргина, В.В. Набокова, Н.Тэффи,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3cfa6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3c06a

А.Т.Аверченко и др.

41

Поэзия первой половины ХХ века (не
менее трёх стихотворений на тему
«Человек и эпоха» по выбору).
Например, стихотворения В. В.
Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э.
Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
Основные темы, мотивы, образы

1

42

Развитие речи. Поэзия первой половины
ХХ века (не менее трёх стихотворений на
тему «Человек и эпоха» по выбору).
Например, стихотворения
В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой,
О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака и
др. Художественное мастерство поэтов

1

43

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору).
Например, «Собачье сердце» и др.
Основные темы, идеи, проблемы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d1cc

44

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору).
Например, «Собачье сердце» и др.
Главные герои и средства их
изображения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d32a

45

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору).
Например, «Собачье сердце» и др.
Фантастическое и реальное в повести.
Смысл названия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d44c

46

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d94c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d604

«Два солдата», «Поединок» и др. ).
История создания. Тема человека на
войне. Нравственная проблематика,
патриотический пафос поэмы

47

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» и др. ). Образ
главного героя, его народность

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3db22

48

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» и др. ).
Особенности композиции, образ автора.
Своеобразие языка поэмы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3dcc6

49

А.Н. Толстой. Рассказ "Русский
характер". Образ главного героя и
проблема национального характера.
Смысл финала

1

50

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». История создания.
Особенности жанра, сюжет и композиция
рассказа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3de56

51

М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба
человека". Тематика и проблематика.
Образ главного героя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3df82

52

Резервный урок. М.А. Шолохов. Рассказ
"Судьба человека". Автор и рассказчик.
Сказовая манера повествования. Смысл
названия рассказа

1

53

Итоговый контроль. Литературные
произведения о Великой Отчественной
войне

1

54

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор». История создания. Тематика и
проблематика. Система образов.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e450

55

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор». Образ Матрёны, способы
создания характера героини. Образ
рассказчика. Смысл финала.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e55e

56

Произведения отечественных прозаиков
второй половины XX—XXI века. (не
менее двух). Например, произведения
Е.И.Носова, А.Н. и Б.Н.Стругацких,
В.Ф.Тендрякова, Б.П.Екимова и др.
Темы, идеи, проблемы, сюжет. Основные
герои

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f0f8

57

Произведения отечественных прозаиков
второй половины XX—XXI века. (не
менее двух). Например, произведения
Е.И.Носова, А.Н. и Б.Н.Стругацких,
В.Ф.Тендрякова, Б.П.Екимова и др.
Система образов. Художественное
мастерство писателя.

1

58

Произведения отечественных и
зарубежных прозаиков второй половины
XX—XXI века. (не менее двух
произведений на тему «Человек в

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3e356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f256

ситуации нравственного выбора»).
Например, произведения В. П.
Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С.
Дашевской, Дж. Сэлинджера, К.
Патерсон, Б. Кауфман и др.
Проблематика, герои, сюжет

59

Произведения отечественных и
зарубежных прозаиков второй половины
XX—XXI века. (не менее двух
произведений на тему «Человек в
ситуации нравственного выбора»).
Например, произведения В. П.
Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С.
Дашевской, Дж. Сэлинджера, К.
Патерсон, Б. Кауфман и др ).
Своеобразие конфликта. Особенности
авторской позиции

1

60

Внеклассное чтение. Произведения
отечественных и зарубежных прозаиков
второй половины XX—XXI века (не
менее двух произведений на тему
«Человек в ситуации нравственного
выбора»). Например, произведения
В.П.Астафьева, Ю.В.Бондарева,
Н.С.Дашевской, Дж.Сэлинджера,
К.Патерсон, Б.Кауфман и др.

1

61

Поэзия второй половины XX — начала
XXI века. (не менее трёх стихотворений)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3f40e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d726

Например, стихотворения
Н.А.Заболоцкого, М.А. Светлова, М. В.
Исаковского, К.М.Симонова, Р. Г.
Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С.
Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А.
Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А.
Бродского, А. С. Кушнера и др.
Основные темы и мотивы, своеобразие
лирического героя.

62

Развитие речи. Поэзия второй половины
XX — начала XXI века (не менее трёх
стихотворений) Например,
стихотворения Н.А.Заболоцкого,
М.А.Светлова, М.В.Исаковского,
К.М.Симонова, Р.Г.Гамзатова,
Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого,
А.А.Вознесенского, Е.А.Евтушенко,
Р.И.Рождественского, И.А.Бродского,
А.С.Кушнера и др. Художественное
мастерство поэта

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3d83e

63

У. Шекспир. Творчество драматурга, его
значение в мировой литературе.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3eb80

64

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза
на звёзды не похожи…» и др. Жанр
сонета. Темы, мотивы, характер
лирического героя. Художественное

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ec8e

своеобразие

65

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта» (фрагменты по выбору).
Жанр трагедии. Тематика, проблематика,
сюжет, особенности конфликта.

1

66

Резервный урок. У. Шекспир. Трагедия
"Ромео и Джульетта" (фрагменты по
выбору). Главные герои. Ромео и
Джульетта как "вечные" образы. Смысл
трагического финала

1

67

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф.
Комедия "Мещанин во дворянстве" как
произведение классицизма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc392ca

68

Ж.-Б. Мольер. Комедия "Мещанин во
дворянстве". Система образов, основные
герои. Произведения Ж.-Б. Мольера на
современной сцене

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc393d8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3ede2

2

0

Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учащихся:
1.Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2018.
Для учителя:
1.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009
2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999
3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002

4.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008

5. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и
др.Сост. Т.А.Ладыженская,
Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,1990
Мультимедийные пособия.
В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин
/ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.; Просвещение»,2009
Наглядно- демонстрационный материал по литературе
1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIX в.»;
3.Комплект портретов «Русские писатели XX в.»;
4.Комплект «А.М.Горький».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».