Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов: · Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; · Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.; Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой, М. «Пр.»,2018г. При планировании использован материал учебника русского языка 7 класса для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская М., «Просвещение», 2016 г. Основные задачи обучения грамматике и правописанию: -развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; -коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий; - коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания; - коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил; - коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы; Цели: - выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений; - развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию; - осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку. Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются: словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки. наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу. Средствами обучения русскому языку в 7 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.) Место учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета При изучении курса «Русский язык» 7 класс (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающиеся должны достигнуть следующих результатов: Личностные результаты: Обучающиеся научатся: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; применять достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; испытывать гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию; осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результататы: Обучающиеся научатся: • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (темы текста, основной мысли); • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; • способности извлекать информацию из различных источников; • умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); • способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); • способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; • применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; • использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; Обучающиеся получат возможность научиться: применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне (на уроках истории, литературы и др.); принимать участие в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; составлять простой план. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой план анализируемого текста. Правильно произносить широко употребляемые слова. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа. Указывать морфологические признаки изученных частей речи. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов. Обучающиеся получат возможность научиться: Составлять сложный план текста, прогнозировать содержание текста по заголовку, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух. Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи. Подробно и сжато пересказывать тексты. Определять тему, основную мысль текста. Различать части речи, правильно указывать морфологические признаки изученных частей речи. Находить орфограммы в морфемах. Содержание учебного материала Повторение (9 ч.) Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. Слово (20 ч.) Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. Части речи. Имя существительное.(13 ч.) Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Имя прилагательное.(16 ч.) Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Местоимение.(14 ч.) Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи. Глагол. (24 ч.)Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам. Глаголы на –ся (сь). Предложение(19 ч.) Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. Связная речь( развитие речи) (9 ч.) (Упражнения даются в процессе изучения всего программного материала) Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинение пот личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге. Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка. Повторение пройденного за год.(12 ч.) № раздела Тема раздела 1. 2. 3. 4. 5. Повторение. Состав слова. Морфология. Предложение. 2 ч. 19ч. +2 р.р. Повторение пройденного за год. Итого: Тематическое планирование. Количество часов 9ч.+1ч.к.сп. 20ч.+2 ч.р.р. 67ч.+3ч.р.р. 2 ч. 19ч. +2 р.р. 12 ч. 136ч. № урока Тема урока Повторение. 9+1. Количество часов 1. 2-3. 4-5. 6-7. 8. 9. 10. Простое и сложное предложения Простые предложения с однородными членами 1 2 2 2 1 1 1 11-14. 15-16. 17-18. 19-20. 21-22. 23-24. 25-26. 27. 28. 29-30. 31. 32. 33-34. 35-39. 40. 41-44. 45. 46. 47-48. 49-51. 52-53. 54-57. 58. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но Деловое письмо: телеграмма. Контрольное списывание по теме «Предложение». Повторение. Простое и сложное предложения. Состав слова. 20+2 р.р. Корень, приставка, суффикс, окончание. Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные в корне. Гласные и согласные в приставках. Разделительный твердый знак после приставок.. Приставка и предлог. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» (с.63, упр. 87). Контрольное списывание по теме «Состав слова». Повторение. Состав слова. Имя существительное. 13+1р.р. Имя существительное: род, число, падеж, склонение. Склонение имен существительных в ед.ч. Деловое письмо: объяснительная записка Склонение имен существительных во мн.ч. Контрольное списывание по теме «Имя существительное». Повторение. Имя существительное. Имя прилагательное. 16+ 1р.р. Имя прилагательное: род, число, падеж. Согласование имен прилагательных с существительными. Склонение имен прилагательных м.р и ср.р. Склонение имен прилагательных ж.р. Склонение имен прилагательных во мн.ч. Деловое письмо: заявление. 4 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 5 1 4 1 1 2 3 2 4 1 59-60. 61-63. 64-65. 66-67. 68-69. 70-72. 73-75. 76. 77. 78. 79-80. 81-84. 85-86. 87-89. 90-91. 92. 93. 94. 95. 96. 97-98. 99-100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108-109. 110. 111. Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное», работа над ошибками. Повторение. Имя прилагательное. Местоимение. 40 ч. 14 +1 р.р. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Личные местоимения 1-го лица. Личные местоимения 2-го лица. Личные местоимения 3-го лица. Деловое письмо: письмо. Контрольное списывание по теме «Местоимение». Повторение. Местоимение. Глагол. 24 + 1 р.р. Понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глаголов. 2-е лицо глаголов. 3-е лицо глаголов. Глаголы на –ся (-сь). Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Правописание глаголов в 3-м лице. Изложение по плану и опорным словам. с. 232 упр.309. Контрольное списывание по теме «Глагол». Повторение. Глагол. Предложение. 2 ч. 19ч. +2 р.р. Простое предложение. Предложение распространенное и нераспространенное. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Изложение. Описание репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна Лебедь». Сложное предложение. 2 3 2 2 2 3 3 1 1 1 2 4 2 3 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 112-113. 114-115. 116-117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132-133. 134. 135-136. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. Деловое письмо: объявление. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложения по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Контрольное списывание по теме «Предложение». Повторение. Предложение. Повторение пройденного за год. 12 ч. Части речи. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. Простое и сложное предложения. Итоговое контрольное списывание. Повторение. 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 Учебно-методическое обеспечение: 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г. 2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г. 2.Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 7 М.: Просвещение, 2021г. 3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г. 4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г. 5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г. 6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992; 7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969. 8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г. 9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г. 10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.