МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района МАОУ Туендатская ООШ РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №7 от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________Васильева К.В. №51-О от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Мир истории 6 класс (для обучающихся ОВЗ УО/в.1/) на 2023-2024 учебный год д. Туендат 2023 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» следующих документов: для 6 класса разработана на основе - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); - Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е издание, 2013 год); При составлении рабочей программы по истории Отечества используются: «Мир истории» .6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение,2022г. включенный в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе. В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций. Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; ― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»; ― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других; ― формирование умения работать с «лентой времени»; ― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; ― воспитание интереса к изучению истории. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; 2 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Мир истории» для обучающихся 6 класса играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Особенности освоения учебного предмета. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных, существует преемственность при изучении учебного предмета «Мир истории» VI класс, который готовит обучающихся к усвоению предмета «История Отечества» в VII-IX классах. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объёмностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребёнку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В связи с этим, в курсе истории для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях мировой и отечественной истории, жизни, быте людей разных исторических эпох. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к изучению исторических событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. В процессе преподавания истории учитель имеет право использовать информационный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному освоению содержания предмета. Важной составной частью курса истории являются сведения о жизни, быте и обычаях людей в разные исторические эпохи. На уроках истории для детей с нарушениями интеллекта используются методы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с историческими картами, картинами, схемами, «лентой времени», просмотр и разбор кинофильмов, отдельных фрагментов кино, мультфильмов. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Отличительные черты. Процесс обучения неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль Для максимальной эффективности урока необходимо применить имеющиеся формы и методы его ведения, и вовлекать детей в различные виды учебной деятельности. На уроке предусматриваются виды работ: Способы повышения интереса к учебе. Активизация познавательной деятельности: - применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса; - создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый обучающийся как можно активнее участвовал в работе всего класса; 3 - стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ; - оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала; - использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы обучающимся самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности; - создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу. Развитие интереса к познанию. Организация учебной деятельности: - вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний; - разнообразить учебный труд, так как однообразные способы вызывают скуку; - объяснять важность и нужность своего предмета; - связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями; - стремиться делать обучение трудным, но в тоже время посильным; - применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня подготовки; - чаще проверять и оценивать работу школьника; - воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной эмоциональной реакцией и заинтересованностью. Игровая деятельность - дидактические игры. Фронтальная форма обучения - класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу (сравнение, обсуждение и обобщение). Групповая работа - группы, решают конкретные учебные задачи, ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из обучающегося. Индивидуальная работа - ученик способен освоить большой объем знаний. На уроках педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. Это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно, книги и карточки, наглядные пособия и иллюстрации. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах и предполагает предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический), итоговый контроль (может касаться как целого предмета, так и какого-то раздела). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями. . Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Мир истории» отведено 2 часа в неделю из обязательной части учебного плана. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 68 часов в год. Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного 4 учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий проводится корректировка календарно-тематического планирования (при необходимости): перед темой урока и домашним заданием делается отметка «ДОТ». Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, исторических диктантов. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета К личностным результатам относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения АООП образования Мир истории Минимальный уровень: понимание доступных исторических фактов; использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на оценку учебных действий. Достаточный уровень: 5 знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; участие в беседах по основным темам программы; высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; владение элементами оценки и самооценки; проявление интереса к изучению истории. Содержание программы Введение Представление о себе и окружающем мире Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи. Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы. Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города. Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ). Большая и малая родина. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. Представления о времени в истории Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды). Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век). Начальные представления об истории История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. Историческое пространство. Историческая карта. История Древнего мира Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века. 6 Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека. Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя. Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати. Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций. История вещей и дел человека (от древности до наших дней) История освоения человеком огня, энергии Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества. История использования человеком воды Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов. История жилища человека Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории. История появления мебели Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. История питания человека Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. 7 Способы хранения и накопления продуктов питания. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека. История появления посуды Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. История появления одежды и обуви Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. История человеческого общества Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире. Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы. Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн. Рекомендуемые виды практических заданий: заполнение анкет; рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.; составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях; составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя); составление родословного дерева (рисунок); рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна; изображение схем сменяемости времен года; составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»; объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др. чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам; 8 рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам; экскурсии в краеведческий и исторический музеи; ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями; просмотр фильмов о культурных памятниках; викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем», «История одного памятника », «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др. Раздел 6. Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п Наименование раздела и тем 1 Почему нужно изучать историю? Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная, человек. 2 История имени. 3 Отчество и фамилия человека. 4 Семья. 5 Биография. 6 Поколение людей. 7 Повторительно-обобщающий урок. Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия. 8 О доме. 9 Название городов и улиц. 10 Родник «Двенадцать ключей». 11 Истоки. 12 Наша родина - Россия. 13 Наша родина - Россия. 14 Как устроено государство. 15 Герб, флаг, гимн России. 16 Повторительно-обобщающий урок. 17 Москва – столица России. 18 Мы жители планеты Земля. Раздел III. О том, что такое время и как его изучают. 19 Что такое время. 20 История календаря. 21 Русский земледельческий календарь. 22 Счет лет в истории. Историческое время. 23 Повторительно-обобщающий урок. Раздел IV. Что изучает наука история. 24 Что такое история. 25 Какие науки помогают истории. 26 Как работают археологи. 27 Исторические памятники. 28 Историческая карта. 29 Повторительно-обобщающий урок. Раздел V. История Древнего мира. 30 Земля и космос. 31 От кого произошел человек. 32 Человек умелый. 33 Следующее поколение людей каменного века. 34 Наступление ледников. 35 Как жили древние охотники, кочевники и Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 собиратели. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. 37 Новые занятия людей. 38 Повторительно-обобщающий урок. Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле. 39 Огонь в жизни древнего человека. 40 Огонь, глина, гончар. 41 Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. 42 Вода, ее значение в жизни человека. 43 Вода и земледелие. 44 Вода как источник энергии. 45 Какие дома строили древние люди. 46 Как появилась мебель. 47 Как появились каша и хлеб. 48 История об обыкновенной картошке. 49 О керамике, фарфоре и деревянной посуде. 50 История появления одежды. 51 Одежда и положение человека в обществе. 52 Повторительно-обобщающий урок. 53 Как люди украшали себя. Раздел VII. Человек и общество. 54 О далеких предках – славянах и родовом строе. 55 Что такое город. 56 Как люди понимали мир природы в древности. 57 Современные религии, как они появились. 58 Современные религии, как они появились. 59 Современные религии, как они появились. 60 Искусство и культура. 61 Письмо. 62 Первые книги. 63 От изобретателя колеса - к новым открытиям. 64 Изобретения человека. 65 Изобретения человека. 66 Человечество стремится к миру. 67 Что такое освободительная война. 68 Подвиг ленинградцев. 69 Человечество стремится к миру. 70 Повторительно-обобщающий урок. 36 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контрольно-измерительные материалы Форма аттестации: тестирование. Временной регламент: 40 мин. Содержание и структура тестирования 6а класс Работа включает 20 заданий. 10 В заданиях 1-5, 8-13, 15-20 необходимо выбрать один правильный ответ. В задании 14 указать стрелками (систематизировать). В задании 6 заполнить таблицу. В задании 7 изобразить ленту времени, расположить на ней исторические события в хронологическом порядке. Система оценивания Оценка «5» - за 90-100% выполненных заданий. Оценка «4» - за 60-90% выполненных заданий. Оценка «3» - за 40-60% выполненных заданий. Оценка «2» - меньше 40% выполненных заданий. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Планируемые предметные результаты. 6а класс Номера заданий 1, 8 6 18, 20 Представление о науке истории Знание основных исторических событий Высказывание собственных суждений и личностного отношения к изученным темам Знание основных понятий по теме «Имя, отчество, семья, 10, 11, 12, родословная человека» 13 Знание основных понятий по теме «Отчий дом. Наша Родина - 2, 3, 4, 5 Россия» Знание основных понятий по теме «О том, что такое время и как его 7, 9 изучают» Знание основных понятий по теме «Что такое наука история» 14 Знание основных понятий по теме «История Древнего мира» 15, 16 Знание основных понятий по теме «История вещей. Занятия 18 человека на Земле» Знание понятий по теме «Человек и общество» 19 Используемая литература: 1. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 6-е изд.– М.: Просвещение, 2020. Промежуточная аттестация по предмету «Мир истории». 6 класс 1. Что такое история: а) исследования учёных; б) наука о прошлом и настоящем времени; в) символы государства основатель истории:________________ 2. Написать название своего государства________________________________________ Столица России_______________________________________________________________ Столица ЯНАО: Губернатор ЯНАО: Глава г. Ноябрьска: 3. Символы государства: а) герб, флаг; б) герб, флаг, гимн; 11 в) гимн, герб. 4. Конституция - это: а) основной закон государства; б) биография; в) правило. 5. Глава государства: а) руководитель; б) президент; в) депутат. президент РФ:_________________________________________________________________ 6. Заполнить таблицу: Год Век Событие Крещение Руси при князе Владимире Основание г. Москвы Юрием Долгоруким Основание г. Ноябрьска 7. Изобразить ленту времени, расположить на ней исторические события из таблицы 8. Для чего мы изучаем историю: а) это интересно; б) история заставляет нас учитывать ошибки прошлого и ценить настоящее; в) чтобы много знать. 9. 1 век: а) 1000 лет; б) 10 лет; в) 100 лет. 10. Отчизна, Отечество - это: а) место, где человек родился; б) родная земля, где человек родился и вырос, страна, в которой он живёт с рождения; в) страна. 11. Что такое биография: а) люди, которые занимаются расследованием; б) описание жизни какого-то человека с момента его рождения; в) энциклопедия. 12. Поколение - это: а) люди, близкие по возрасту, живущие в одно время; б) родственники; в) коллеги. 13. Что такое родословная: а) список родственников; б) список государств; в) список. 12 14. Указать Археологи – это: а) историки; б) учёные; в) учёные, которые изучают историю древних городов и памятников. 15. В Ледниковый период люди выжили: а) потому что разумно действовали; б) жили сообща, коллективно защищались от опасностей, берегли огонь, придумали новые орудия труда и охоты; в) были сильными. 16. Новые занятия людей (ремёсла): а) гончарное, ткацкое, кузнечное, оружейное; б) гончарное, кузнечное; в) ткацкое, оружейное. 17. Патриот - это: а) человек, который любит свою страну знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своего государства; б) кто живёт на малой родине; в) хорошо знает язык своего государства. Написать фамилии патриотов из истории России:____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 18. Архитектура: а) наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку; б) виды жилищ; в) памятники. 19. Современные религии – а) христианство, ислам; б) буддизм, христианство, ислам; в) ислам, христианство Написать «золотое» правило__________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Ответы 6 класс 1-б; 2-Россия, Москва, Салехард; Д.А. Артюхов, А.В. Романов; 3 – б; 4-а; 5-б; В.В. Путин; 6-988 г. – X в.; 1147 г. – XII в.; 1595 г. – XVI в.; 1975 г. - XX в. 7. X в. XI в. 988 г. Крещение Руси 8-б; 9-в; XII в. XIII в. 1147 г. осн. г. Москвы 10-б; 11-б; XIV в. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XIX в. XX в. 1975 г. осн. г. Ноябрьс ка 12-а; 13 13-а; 14-в; 15-б; 16-а; 17 – а; 18-а; 19 – б; «золотое» правило: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Тест по Миру Истории 6 класс 1 четверть. Ф.И.______________________________________ 1. Выберете правильный ответ. Святцы – это … а. церковная книга с перечнем христианских имён святых. б. праздник христианской церкви в. подвиги священнослужителей 2. Выберете правильный ответ. Передаваемое по наследству именование человека, добавляемое к личному имени для указания на принадлежность к определенной семье… а. Имя б. Фамилия в. Отчество 3. Выберите правильный ответ. Фамилии произошли: а. от названия городов, гор, рек б. все варианты верны в. от названия животных, птиц г. от имени отца и матери 4. Выберете правильный ответ. Биография – это … а. описание жизни какого-то человека с момента его рождения. б. перечень поколений одного рода. в. ряд поколений, происходящих от одного предка. 5. Допиши Ты для мамы ___________________ Сыном тебя называет ______________________ Для бабушки и дедушки ты _____________________ Мама твоего папы – это ___________________________ 6. Выберите правильный ответ. Ряд поколений, происходящих от одного предка – это … а. родословная б. род в. предки 7. Выберите правильный ответ. Жилище для человека это … а. дом б. улица в. город 8. Выберите правильный ответ. Как называется наша область? а. Белгородская область б. Курская область в. Воронежская область 14 9. Выберите правильный ответ. Как называется наша Родина? а. Россия б. Америка в. Украина 10. Выберите правильный ответ. Какие государственные символы имеет Россия а. герб, флаг и гимн б. столица, государство, президент в. страна, Москва, Родина Тест по Миру Истории 6 класс 2 четверть. Ф.И.______________________________________ 1. Выберете правильный ответ. Как называется наша планета а. Земля б. Марс в. Венера 15 2. Выберете правильный ответ. Вокруг какой планеты вращается Земля а. Марс б. Меркурий в. Солнце 3. Выберите правильный ответ. Земля делает оборот вокруг Солнца а. за сутки б. за год в. За месяц 4. Расположи в правильной последовательности: эра, месяц, день, год, век, неделя. __________________________________________________________________________ 5. Выберете правильный ответ. Сколько лет в веке? а. 10 лет б. 100 лет в. 1000 лет. 6. Выберете правильный ответ. Какая наука изучает события прошлых лет а. Политология б. История в. География 7. Выберите правильный ответ. Как называю ученых, которые занимаются раскопками древних поселений и изучают человеческую историю по вещественным источникам а. Археологи б. Путешественники в. Исследователи 8. Выберете правильный ответ. Как называется архитектурное или скульптурное сооружение, поддерживающее воспоминания о чём-либо. а. Памятник б. Объект в. Дом 8. Выберете правильный ответ. Исторические памятники бывают а. вещественные и невещественные б. природные и искусственные Тест по Миру Истории 6 класс 3 четверть. Ф.И.______________________________________ 1. Выберете правильный ответ. Какая форма у Земли? а. Круглая б. В виде шара 16 в. Плоская 2. Выберете правильный ответ. Чем человек отличается от человекообразных обезьян? а. 4 группы крови б. наличие молочных желез в. способность говорить. 3. Выберите правильный ответ. Как назывался первый человек? а. человек разумный б. человек умелый в. человек прямоходящий 4. Выберете правильный ответ. Выберите особые приёмы добычи огня древним человеком: а. зажигание спичек б. трение сухих кусков дерева друг о друга в. лесные пожары 5. Выберете правильный ответ. Человек, работающий с глиной, называется? а. плотник б. кузнец в. гончары 6. Выберете правильный ответ. Как называется приспособление для пряжи? а. спицы б. прялка в. крючок 7. Выберите правильный ответ. Из какого растения выделывали ткань? а. клевер б. лён в. тростник 8. Выберете правильный ответ. Брёвна, скреплённые в несколько рядов для устойчивого плавания на воде? а. лодка б. корабль в. плот 9. Выберете правильный ответ. Как называется приспособление для пряжи? а. спицы б. прялка в. крючок Тест по Миру Истории 6 класс 4 четверть. Ф.И.______________________________________ 1. Выберете правильный ответ. Русские, украинцы и белорусы произошли от… 17 а. восточных славян б. западных славян в. южных славян 2. Выберете правильный ответ. Древние славяне жили… а. семьями б. в одиночку в. племенами 3. Выберите правильный ответ. По христианскому преданию, о рождении Мессии узнали простые пастухи и мудрецы – волхвы. Следуя за путеводной звездой, они достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному младенцу. О ком идет речь? а. Моисей б. Иисус Христос в. Аллах 4. Выберете правильный ответ. Каких животных изобразил на потолке пещеры древнейший художник? а. собаку б. бизонов в. жирафов 5. Выберете правильный ответ. Как называется самый древний вид письма? а. пиктограмма б. иероглифы в. кириллица 6. Выберете правильный ответ. Когда изобрели первое колесо? а. 4000 лет до н.э. б. 1000 лет назад в. В 2000 году 7. Выберите правильный ответ. Большая беда для всех народов, в ней гибнут люи и всё ценное, что создается трудом многих поколений это…. а. война б. конфликт в. перемирие 18 Итоговая контрольная работа 6 класс Контрольная работа за I четверть 1. Церковная книга с перечнем христианских имён святых - это: А) Святцы Б) Обычай В) Отчизна 2. Что такое биография? 3. Как называется памятник русского домостроения? А) Изба Б) Замок В) Сарай 4. Назовите основной закон Российской Федерации: 5. Выберите флаг Российской Федерации: А) Б) В) 19 6. Зачеркните лишнее слово, которое не относится к символам государства: Герб, Гимн, Флаг, Летопись 7. Напишите столицу России: 8. Нарисуйте ленту времени и отметьте на ней указанные даты: 988г. 1054г. 1672г 1945г. 9. Назовите исторические источники: 10. Соотнесите исторические источники: Вещественные предметы быта Вещественные оружие Вещественные здания Вещественные орудия труда Невещественные обряды Невещественные традиции Контрольная работа за II четверть 1. Вера в существование Бога-это: 20 А) религия Б) фантастика 2. Вычеркните неподходящее орудие труда: Копьё, каменные наконечники, пистолет 3. Составьте рассказ 3-5 предложений о природе ледникового периода* 4. Что такое кремний? 5. Расскажите о работе древних Гончаров? 6. Нарисуйте ленту времени и отметьте на ней начало возникновения гончарного дела. 7. Как называется изделие из обожжённой глины со специальными добавками? 8. Кто такие кочевники? Контрольная работа за III четверть 1. Какое значение имеет вода для жизни человека? 2. В каких районах земли появилось земледелие? 3. Как называется полив земли и растений? А) орошение Б) ил В) нумерация 21 4. Как называется большой деревянный ящик с крышкой для хранения суки и зерна? А) ларь Б) бархат В) стул 5. Подпишите название мебели: 1) 2) 3) 4) 6. Что такое дрожжи? 7. Подчеркните родину картофеля: Чили, Мексика, Россия, Англия 8. В каком году картофель распространился во многих районах России? А) 1700г. Б) 1800г. В) 1870г. 9. Нарисуйте ленту времени и отметьте на ней 1700 и 1870 годы. Назовите события, связанные с этими датами. 10. Почему посуда из дерева была распространена у славянских народов? Контрольная работа за IV четверть 1. Назовите подину хлопка: А) Южная Азия Б) Древний Египет В) Русь 2. Из какой страны идёт первое упоминание об обуви? А) Южная Азия Б) Древний Египет В) Русь 22 3. Это слово пришло к нам из греческого языка. Оно означает «искусство украшать». Напишите это слово: ____________ 4. Перечислите основные занятия славян: 5. Соотнесите термины Община высокие, тесно вбитые в землю копья; остроконечные брёвна Вече народное собрание общины; произошло от слова «вещать» Частокол объединение родственных семей 6. Назовите три любых языческих Бога 7. Когда возник буддизм? 8. Как называется религия, основанная на учении Иисуса Христа? 9. Кто стал проповедником Ислама? 10. Нарисуйте ленту времени и отметьте на ней дату рождения Мухаммеда и Иисуса Христа. Скачано с www.znanio.ru 23 24