Рабочая программа по Мир истории 7 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол №7 от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Васильева К.В.
№51-О от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История. 7 класс
(для обучающихся ОВЗ УО/в.1/)
68 часов
на 2023-2024 учебный год

д.Туендат 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение
исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на
личность ребенка, формирование личностных качеств, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и
правовая адаптация воспитанника в общество.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт,
занятия людей в прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает
большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную
направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья. Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно
сосредоточиться на крупных исторических событиях истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого
события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет
способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более
глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к
формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Учитель имеет
право

использовать

в

процессе

изучения

материала

информативный, фактический

и

иллюстративно-текстуальный

материал,

способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Содержание обучения, по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности
обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного
воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет
решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких
черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа
составлена на один учебный год.

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко
использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя
переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для
преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность
сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить
анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены
цивилизаций на Земле.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое
внимание уделять следующим принципам:
1. цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями
(природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
2. экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
3. объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти
строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное
чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени».
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей
деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в
процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:


освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца
всемирной истории;



помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего и других народов;



развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности;



овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для
эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных
способов и приемов педагогического воздействия.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в
обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:



словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой



наглядные – наблюдение, демонстрация



практические – упражнения.



методы изложения новых знаний



методы повторения, закрепления знаний



методы применения знаний



методы контроля
Занятия проводятся в классно - урочной форме.
Типы уроков:



Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)



Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)



Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).



Комбинированный урок

Контроль: за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов. Тексты,
контрольно-измерительные материалы, создает учитель, в соответствии с психофизическим особенностями каждого ребёнка. Контроль
осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15-20 минут на
уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для
усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками
К концу учебного года учащиеся должны знать:
1. какие исторические даты называются точными, приблизительными;
2. когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
3. кто руководил основным сражениями.
Учащиеся должны уметь:
1. пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
2. пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
3. соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
4. пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
5. устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
6. правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пользоваться лентой времени;
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает
учебным материалом, понимает и может применять на практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под
контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под
постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.

«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.
Для реализации данной рабочей программы используется УМК:
1. История Отечества. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Бгажнокова
И.М. , Л.В. Смирнова, М. Просвещение 2018 г.
Содержание тем учебного курса:
7 КЛАСС
История Отечества
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел I. Древняя Русь (38 ч)
Тема 1. Происхождение славян (4 ч)
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от
Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский,
словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами
территории Центральной, Южной и Восточной Европы.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада.
Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.
Славяне-воины;

борьба

славян

со

степными

кочевниками;

походы

на

Византию.

СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч)
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных
славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья,
старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины,
полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч)

Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля,
бортничество, огородничество и др.Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий
труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в
греки». Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры
славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече,
посадник, князь новгородский. СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч)
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог,
Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ
предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая,
праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.
Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)
Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина).
Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как
замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных
славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения;
«уроки» и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов,
Смоленск, Новгород и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными
славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.

Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения
границ государства и покорения соседних племен. СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская
Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного
Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от
Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического
развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры.
Отличия

католической

и

православной

ветвей

христианства,

сказавшиеся

на

развитии

стран

Западной

Европы

и

Руси.

СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч)
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные
походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем.
Дипломатия

Ярослава

Мудрого,

родственные

связи

с

крупнейшими

королевскими

дворами

Европы.

Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.
СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) (5 ч)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства
в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по
сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха.
Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на
отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные
княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.

Объединение

Ростово-Суздальских

земель.

Князь

Юрий

Долгорукий.

Первое

упоминание

о

Москве

(1147).

СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3 ч)
Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и
византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия
христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и
литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям»
Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).
Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в
Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью
материальной и духовной культуры.
СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями
(XIII—XV вв.) (13 ч)
Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч)
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье.
Помощь

русских

князей

половцам,

сражение

на

реке

Калке.

Поражение

русско-половецкого

войска

кочевниками.

Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение
города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание ГалицкоВолынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории.
Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси.

Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр
Невский. Ратные подвиги. СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч)
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель,
использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного
пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие
новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение
внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача.
Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для
победы над Ордой.
Тема 3. Образование единого Московского государства (4 ч)
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История
Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси.
Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении
русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.
СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)
Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) (6 ч)
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические
взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения
опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные
отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как
право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская
деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя
политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири.

Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
СЛОВАРЬ: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (6 ч)
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование
государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на
берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной
церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления
Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга
Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и
Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода
Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление
церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. (4 ч)
Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского
диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие
просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греколатинского училища. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг:
«Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».
Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии,
Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство
каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного).
Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни
высшего

общества.

Быт

народа

и

высшего

сословия.

Патриархальность,

СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:1-й уровень

сословность

общественного

уклада.

объяснять значение словарных слов и понятий, а также:
устанавливать причины возникновения языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
распада Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
ориентироваться в:
названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов;
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси;
XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.;
развитие сословных отношений; культура и духовность России.
2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю, для осуществления контроля, за усвоением
знаний, рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:

Как возникла Золотая Орда?
Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства.
Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.
Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в.
Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова:судебник, присоединение, продвижение,
расширение связей с...)?
Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.
Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв.
объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем;
устанавливать (по вопросам учителя) причины:
возникновения верований на основе явлений природы;
возникновения разнообразных видов труда;
возвышения среди племен отдельных личностей;
объединения соседних племен;
возникновения государства;
Крещения Руси;
распада Киевской Руси.
Учащиеся должны знать:
• названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
• исторические имена (3—5 имен);
• главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЛАВА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Кол№

Тема урока

во

Цели и задачи урока

часов
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться
книгой по истории. Счет лет в истории. Познакомить
учащихся с термином история; формировать интерес к
1

Введение

1

новому учебному предмету. Формирование представлений
о ленте времени; развивать умения устанавливать
последовательность событий, определять их длительность,
сопоставляя даты, соотносить год с веком.
Формировать у учащихся представления о жизни наших
предков – восточных славян; на какие племена были

2

Происхождение
славян

1

разделены; места их расположения. Формирование
понятия многонациональное государство; учить уважать
людей других национальностей; формирование интереса
к урокам истории.
1. Познакомить учащихся с процессом расселения
восточнославянских племён в древности; Дать ученикам

В каких местах
3

селились славяне

общее представление о занятиях и быте древних славян.
1

Формировать умение работать с картой; Способствовать
овладению технологией исторического исследования на
основе использования исторических источников;
учебника, иллюстраций

Домашнее задание
(не предусмотрено)

2. Развивать умение работать в группе;
3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и
чувство патриотизма.
Славяне и
4

соседние народы.
О хазарах и

Формирование представлений о славянских племенах и
1

Византии.

племенах, которые населяли Европу; развитие словеснологического мышления учащихся; формирование образов
других племен: германских, печенежских, норманнов и др.
Формирование представлений об облике славян,

Облик славян и
5

черты их
характера

характере; формирование положительного отношения к
1

предкам; развитие памяти и умения вступать в диалог;
развитие пространственно-временных представлений;
учить детей делать вывод о сложной жизни женщин в
племенах восточных славян.
Учить детей прослеживать путь по карте с опорой на

Торговый путь «из
6

варяг в греки»

текст. Развитие мыслительных операций анализа и
1

синтеза; формирование умения устанавливать причинноследственные связи и зависимости; развитие
пространственно-временных представлений.

7

Хозяйство и уклад

Познакомить учащихся с хозяйством и укладом жизни

жизни восточных

восточных славян; формировать представление о том, что

славян.

земледелие было основным занятием славян, раскрыть

Земледелие –

1

значение этого занятия на примерах и с помощью

основное занятие

иллюстраций; развитие мыслительных операций и

славян.

воображения; развитие словесно- логического мышления

Организация

и умения доказывать свою точку зрения; учить

жизни славян. Как

устанавливать причинно-следственные связи и

менялась жизнь

зависимости.

людей в общине.
Жилища, одежда,
8

семейные обычаи
восточных славян.

Познакомить учащихся с жилищами восточных славян;
1

учить рассуждать и отвечать на вопросы; развивать
представления о женской и мужской одежде, предметах
декора; познакомить с украшениями
Познакомить учащихся с языческими традициями

Языческие
9

традиции
восточных славян

восточных славян; развитие воображения и связной речи;
1

формирование умения делать выводы. Искать связь между
сохранившимися в настоящее время традициями
(празднование дня Ивана Купалы, Масленицы) с
языческими традициями.

Обобщающий
10

урок по I главе

Обобщить и систематизировать знания и представления
1

учащихся о славянах, их жизни, традициях.

«Древняя Русь».
ГЛАВА II. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
Кол№

Тема урока

во

Цели и задачи урока

часов
Как возникло
11

Древнерусское
государство

Помочь учащимся понять, как зарождалась
1

государственность у восточных славян, и создать
конкретные представления о том, как управлялось
Древнерусское государство и каковы были его

Домашнее задание
(не предусмотрено)

особенности. Коррекционно-развивающие: способствовать
запоминанию и воспроизведению изученного материала;
продолжать развивать навыки работы с
учебником. Воспитательные: вызывать чувство уважения
к поступкам восточных славян.
О чем
12

1

рассказывает

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

древняя летопись?
Об Аскольде,
13

1

Дире и их походах

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

в Византию
Князь Олег.
14

Познакомить учащихся с деятельностью первых русских

Правление Олега в

князей (Олега); проследить начало династии

Киевской Руси.

Рюриковичей, проследить территорию государства в IXв.;

Князь Игорь из

15

1

1

Познакомить учащихся с деятельностью первых русских

рода

князей Олега, Игоря; проследить начало династии

Рюриковичей.

Рюриковичей. Проследить с какими племенами Русь вела

Походы Игоря на

торговлю, по каким морям плавали русичи, с какими

Византию.

трудностями это было сопряжено, какая опасность
угрожала Киевской Руси.

Предание о гибели
16

1

князя Игоря.

Познакомить учащихся с преданием о гибели князя Игоря;
формировать эмпатию у учащихся; развитие
пространственной ориентировки и мыслительной
деятельности.

17

Как княгиня Ольга

1

Познакомить учащихся с местью княгини Ольги. Учить

отомстила

рассуждать, опираясь на факты и доказывать свою точку

древлянам.

зрения. Продолжать учить составлять полные и
развернутые ответы, развивать умение работать
коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с
дополнительным материалом.

Ольга наводит

1

порядок в
18

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

Киевской Руси.
Посольство Ольги
в Византию.
Сын князя Игоря и

19

1

Раскрыть роль княжеской дружины; показать на

Ольги –

конкретных примерах укрепление единой верховной

Святослав. Война

власти князя. Учить работать с планом; выделять главные

Святослава с

мысли из текста; свободно ориентироваться в тексте

хазарами.

учебника. Довести до понимания учащихся, почему
необходимо изучать жизнь наших предков в далеком
прошлом.

Битвы Святослава
20

1

Развитие представлений о битвах Святослава на Балканах.

на Балканах.

Коррекция и развитие связной устной речи через

Гибель

выполнение заданий в учебнике и беседы с учителем.

Святослава.
Обобщающий
21

урок по II главе.
Древнерусское
государство

1

Обобщить знания учащихся по главе. развивать связную
устную речь и умение отвечать на вопросы.

ГЛАВА III. КРЕЩЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ. РАСЦВЕТ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Кол№

Тема урока

во

Цели и задачи урока

часов

22

Сыновья князя

Формировать представления о сыновьях князя Святослава:

Святослава.

Ярополке, Олеге, Владимире. Формировать представления

Возвращение

о Возвращении Владимира на Русь с большим войском из

Владимира на

1

Русь.

варягов. Коррекция и развитие памяти, зрительного и
слухового восприятия путем работы с текстом и
наглядностью. Коррекция и развитие мыслительной
деятельности путем заданий по «ленте времени»

Князь Владимир

23

1

Дать общее представление об учении христианства, о

Красное

значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть

Солнышко.

значение принятия христианства; Развивать умения

Крещение Руси.

работать одновременно с несколькими источниками
(учебник, иллюстрации, дополнительный материал).
Воспитывать уважительное отношение к людям
религиозных убеждений, гуманистическим правилам
жизни.

Заслуги князя

24

1

Формировать представления о князе Владимире как о

Владимира в

человеке, который проявлял заботу о людях; Коррекция и

укреплении

развитие связной устной речи через задания в учебнике.

Русского
государства.

Домашнее задание
(не предусмотрено)

Расцвет русского

25

Подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого

государства при

для укрепления государственности на Руси; раскрыть

Ярославе Мудром.

сущность «Русской Правды». Развивать умения работать с

Князь – воин,

документами: учить анализировать и делать выводы;

строитель,

развивать умения поддерживать беседу по оценке

книжник.

исторической деятельности Ярослава Мудрого. Вызвать

Русская Правда
26

1

1

чувство восхищения у учащихся жизнью и деятельностью
Ярослава Мудрого.

Ярослава
Мудрого.
Русь после смерти

27

1

Кратко охарактеризовать положение на Руси после смерти

Ярослава

Ярослава Мудрого. Развитие мыслительных операций и

Мудрого.

умения отвечать на заданные вопросы. Воспитание любви
к своей Родине.

Князь Владимир

28

1

Довести до понимания учащимся значение деятельности

Мономах. Память

Мономаха; кратко ознакомить с Поучением детям.

о Владимире

Продолжать развивать умения поддерживать беседу по

Мономахе в

оценке исторической деятельности, умение учащихся

истории Киевской

извлекать знания из различных источников; учить

Руси.

находить в учебнике ответы на вопросы. Воспитывать
чувство гордости за народ, который упорным трудом
добился высоких достижений.

Распад Руси на
29

1

Дать сведения о причинах обособления княжеств;

отдельные

провести работу над формированием понятий

княжества в XII

«раздробленность», «вотчинник»; выделить

веке.

положительные и отрицательные черты распада Киевской

Руси. Способствовать запоминанию и воспроизведению
изученного материала, выработке умений устанавливать
причинно-следственные связи; учить связно и развернуто
излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки;
объяснять сложные понятия на основе текста учебника,
таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу.
Новгородская
30

1

республика.

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

Господин Великий
Новгород.
Занятия и

31

1

торговые пути

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

новгородцев.
Ростово32

1

суздальское

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

княжество в XII
веке.
История

33

1

возникновения

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

Москвы
Культура Руси в
X-XIII веках.
34

1

Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси
достигла своего расцвета; показать, что самыми большими
и красивыми зданиями были церкви, соборы, монастыри;
подчеркнуть, что на русскую культуру оказало большое
влияние византийская культура. Способствовать развитию

памяти, внимания, мышления; в процессе работы с
учебником находить ответы на вопросы, формулировать
вопросы к тексту.
Обобщающий

35

1

Обобщить знания учащихся о Крещении Киевской Руси и

урок по III главе.

расцвете Русского государства. Воспитывать у учащихся

Крещение

уважение к людям труда, любовь к труду; ориентировать

Киевской Руси.

на обучение всех учащихся.

Расцвет Русского
государства
ГЛАВА IV. РУСЬ В БОРЬБЕ С ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ
Кол№

Тема урока

во

Цели и задачи урока

часов
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,
эмоционально-волевой сферы через работу в

36

Образование

паре. Сформировать знания об образовании монгольской

монгольского

державы и основателе монгольской империи –

государства.

Чингисхане; раскрыть завоевательный характер внешней

Чингисхан и его
армия.

1

политики Чингисхана и его преемников; объяснить
внутреннюю политику монгольских государств;
способствовать развитию исторического мышления,
умению анализировать исторические факты; продолжить
формирование умения работать с учебником;
воспитывать чувства сострадания к покоренным народам,

Домашнее задание
(не предусмотрено)

коррекция зрительного восприятия на основе упражнений
в узнавании и различении.
37

38

Битва на реке

1

Калке.
Нашествие

об истории своего отечества.
1

монголов на Русь.
Летописи о битвах

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

1

на реке Сить и
39

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

героической
обороне
Козельска.
Походы Батыя на

40

1

южнорусские

Воспитывать у учащихся прилежание, интерес к знаниям
об истории своего отечества.

земли.
Новгородский

41

1

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию

князь Александр

полководца Александра Невского. Объяснить, почему

Невский (1236-

Александр Невский стал национальным героем. Привести

1263).

примеры, доказывающие, что Александр Невский был
способным государственным деятелем, мудрым
дипломатом и талантливым полководцем; учить учащихся
понимать действия и поступки людей в прошлом.
Продолжать развивать умения поддерживать беседу по
оценке исторического деятеля. Объяснить, почему в
обществе сложилась неприязнь к людям, не исполнявшим

свой воинский долг.
Ледовое побоище.

1

Показать героическую борьбу русского народа с
немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Рассказать о
целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать
сравнительную характеристику вооружения немецких и
русских войск; с помощью сему показать, каков был

42

боевой порядок войска и сил русских перед началом
битвы на Чудском озере; раскрыть сущность
полководческого таланта Александра Невского;
объяснить, почему Александр Невский стал
национальным героем.
Власть Золотой

1

познакомиться с историей установления монгольского ига

Орды над

на Руси и выяснить принципы управления Русью;

русскими

рассмотреть взаимоотношения русских князей с Ордой;

князьями.

обобщить итоги и последствия более двухвекового
владычества монголо-татар: дать определения понятиям:
иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники.

43

развивать умения учащихся извлекать необходимую
информацию из разных источников; соотносить
единичные исторические факты и общие явления;
анализировать, сравнивать, обобщать и оценивать
предлагаемые исторические факты, суждения,
формулировать и аргументировать собственную точку
зрения;
способствовать развитию интереса у учащихся к

историческим событиям своей страны; вызвать чувство
непримиримости к силам и лицам, в действиях которых
проявляется безнравственность.
Русские княжества
44

Показать феодальную раздробленность на Руси; выяснить

в XII-XIV веках.

причины разногласий между княжествами; Коррекция и

Борьба Москвы с

развитие памяти, зрительного и слухового восприятия

Тверью.

путем работы с текстом и наглядностью.

Московский князь

45

1

1

Рассказать о деятельности московского князя Ивана

Иван Калита (1325

Калиты. Показать, какие изменения появились в Москве в

– 1340).

годы княжения Ивана Калиты; дать краткую

Наследники

характеристику князю Ивану Даниловичу; подвести к

Калиты.

пониманию, что московское княжество увеличилось и
укрепилось при Иване Калите. Учить понимать действия и
поступки людей в прошлом; продолжать развивать умения
поддерживать беседу по оценке исторического деятеля;
давать нравственную оценку поступкам. Воспитывать
бережное отношение к историческому достоянию.

Изменения в
46

1

золотой Орде.

Совершенствовать навыки работы с учебником:
самостоятельно читать текст, составлять полные,
развернутые ответы, делать выводы.

Московский князь

47

1

Дать характеристику московскому князю Дмитрию

Дмитрий

Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой.

Иванович (1350-

Подчеркнуть важнейшие направления его политики;

1389).

рассказать об укреплении Москвы в годы правления

Благословение

Дмитрия Ивановича; подчеркнуть его заслуги в

Сергия

возрождении лучших традиций русского военного

Радонежского.

искусства. Учить анализировать факты, используя текст и
иллюстрации учебника. Привлечь внимание учащихся к
выдающемуся русскому полководцу.
Дать краткие сведения из жизни святого Сергия
Радонежского; подчеркнуть его роль в решении князя
Дмитрия Ивановича сразить с монголо-татарами.
Совершенствовать навыки работы с учебником:
самостоятельно читать текст, составлять полные,
развернутые ответы, делать выводы. Воспитывать чувство
восхищения личностью Сергия Радонежского,
подчеркнуть его роль в развитии монашества, духовном
возрождении, единении земли русской.

Куликовская

1

битва.

Показать борьбу русского народа за независимость.
Выявить понимание факторов, определяющих победу или
поражение в битве. Продолжать развивать умения
самостоятельно делать выводы; устанавливать причинноследственные связи, представлять условия того времени.

48

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и
восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на
борьбу с могущественным врагом и одержавших
блестящую победу. Раскрыть значение Куликовской
битвы для развития культуры Руси.

49

Поход Тохтамыша
на Москву в 1382

1

Показать учащимся причины похода Тохтамыша на
Москву; разорение Москвы. Коррекция и развитие

году.

личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой
сферы через работу в паре

Наследники

50

1

Формировать умение анализировать, делать выводы,

Дмитрия

обобщать, давать оценку событиям. Развивать кругозор,

Донского.

устную речь, творческое мышление, память,

Василий II

познавательный интерес. Воспитывать интерес к истории

Тёмный.

Отечества. Формировать чувство патриотизма и
гражданственности. Коррекция и развитие памяти,
зрительного и слухового восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.

Собирание Руси

51

1

раскрыть основные направления политики Московского

Иваном III.

княжества во времена Ивана III; сформировать

Покорение

представление о личности Государя Всея Руси; Коррекция

Новгорода.

и развитие памяти, зрительного и слухового восприятия
путем работы с текстом и наглядностью.

Освобождение
52

1

Рассказать детям о значении свержения правления

Руси от Золотой

Золотой Орды; воспитание чувства патриотизма;

Орды.

Коррекция и развитие памяти, зрительного и слухового
восприятия путем работы с текстом и наглядностью.

Управление

53

1

познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в

государством

управлении страной во время правления Ивана III

Иваном III.

развивающая: развивать умения самостоятельно работать
с текстом учебника и извлекать необходимую
информацию, способствовать формированию ИКТ компетентности

воспитательная: в процессе подготовки и проведения
урока воспитывать уважение и интерес к истории своего
Отечества
Обобщающий
54

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по главе.

урок по IV главе.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности путем

Русь в борьбе с

работы с иллюстрациями.

завоевателями
ГЛАВА V. ЕДИНОЕ МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Кол№

Тема урока

во

Цели и задачи урока

часов
Русь в XVI веке.
55

Царь Иван
Грозный.

Познакомить учащихся с царем Иваном Грозным
1

(личность); Коррекция и развитие памяти, зрительного и
слухового восприятия путем работы с текстом и
наглядностью.

Близкое

56

1

Показать помощников Ивана Грозного в управлении

окружение царя

страной; разъяснить роль судебника. Коррекция и

Ивана IV. Земский

развитие связной устной речи через выполнение заданий в

собор, реформы

учебнике и беседы с учителем.

Избранной рады.
Войны Ивана
57

Грозного.

1

Формирование представлений о защите Иваном Грозным
земель русских от противников; воспитание патриотизма;
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,
эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе

Домашнее задание
(не предусмотрено)

и при выражении собственного мнения.
Война с

58

1

Формирование представлений о желании Ивана IV

западными

укрепить свое государство и его заинтересованность в

странами.

мастерах военного дела, литейщиках, медиках и др
специалистах, которых в Русском государстве почти не
было. Показать причины войны с Польшей, которая в
союзе с Литвой стала очень сильным государством.

Опричнина.

1

Формирование понятия опричнина и предпосылок к его
появлению; формирование представлений о личности
Ивана Грозного; Коррекция и развитие памяти,

59

зрительного и слухового восприятия путем работы с
текстом и наглядностью.
Погромы в

60

1

Показать учащимся жестокую расправу Ивана Грозного

Новгороде и конец

над жителями Новгорода; показать учащимся, что

опричнины.

Опричнина помогла царю утвердить свою власть над всей

Покорение

страной, но ослабила ее, тем самым крымский хан смог

Сибири.

прорваться к Москве; Расширение границ Русского
государства за счет покорения казаками Сибирского
ханства Ермаком.

Россия после

61

1

Формировать представления о личности Федора

Ивана Грозного.

Ивановича. Правление Бориса Годунова и причины

Лжедмитрий I –

голода. Показать предпосылки для появления

самозванец.

самозванцев. Правление Лжедмитрия I. Развивать
причинно следственные связи и зависимости.

62

Лжедмитрий II.

1

Формировать представления о Лжедмитрии II самозванце

Семибоярщина.

и ставленнике Польши и Литвы. Формирование
представлений об осаде Троице-Сергиева монастыря
польско-литовским войском; воспитывать чувство
уважения к Михаилу Шуйскому, который снял осаду.

Русская

63

1

Выявить причины , которые способствовали наступлению

православная

Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы

церковь в Смутное

Смуты, социальный состав участников этих событий.

время. Минин и

Развивающая - продолжить развитие у учащихся умения

Пожарский: за

работать с учебником, технологической картой, контурной

веру и Отечество!

картой, умения выявлять главное, анализировать.
Воспитывающая - продолжить воспитание на
гражданственности при изучение темы. Познакомить
учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Минина,
Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского
народа. Развивать у детей умение анализировать,
сравнивать и обобщать.

Воцарение
династии
Романовых. Царь

64

1

Развивать у учащихся устную речь, память, умение
анализировать события, использовать для получения
знаний дополнительный материал.

Развивать у учащихся

Алексей

интерес к истории собственной страны, воспитать

Михайлович

уважение и гордость за события прошлого и сформировать

Романов (1645-

у учащихся активную гражданскую позицию. Обеспечить

1676).

усвоение знаний уч-ся о правлении первых Романовых.
Развивать навыки работы с документами, учебником для
анализа и обобщения исторических событий.

Раскол в Русской
65

1

Формирование у учащихся личностного отношения к

православной

изучению прошлого своей страны. Коррекция и развитие

церкви.

личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой
сферы через работу в паре.

Укрепление
66

1

Наглядно показать укрепление южных границ России.

южных границ

Развивать пространственную ориентировку учащихся.

России. О казаках.

Коррекция и развитие связной речи при работе над
деформированным текстом.

Развитие России в

1

Развить у учащихся интерес к русской истории,

XVII веке.

культуре; выявить характерные черты русской культуры

Культура России в

XVII века; сформировать умение логически мыслить,

XVI – XVII веках.

выстраивать причинно-следственные связи, анализировать
и обобщать материал, делать выводы; продолжить
формирование умений работать с материалами: текстом

67

учебника, документами, иллюстрациями, схемами,
таблицами; воспитывать у учащихся гуманное отношение
к окружающему миру, толерантность. Коррекция и
развитие связной устной речи через выполнение заданий в
учебнике и беседы с учителем.
Обобщающий
68

урок за курс 7
класса

Обобщить знания учащихся по главе. Корректировать
1

внимание в ходе беседы с учителем, коррекция и развитие
мыслительной деятельности путем логических заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».