МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района МАОУ Туендатская ООШ РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №7 от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________Васильева К.В. №51-О от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Основы социальной жизни 6 -7 классов (для обучающихся ОВЗ УО/в.1/) на 2023-2024 учебный год д. Туендат 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы социальной жизни» (далее ОСЖ) составлена на основе следующих нормативноправовых документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993); - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.32.86-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; -«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1. АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 2 года Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к самостоятельной жизни в социуме. Основные задачи: - формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации; - формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и их социально-психологической адаптации; - развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; - развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; - повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире; - воспитание позитивных качеств личности. Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве. 6 класс Учащиеся должны знать: - Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены во время выполнения физических упражнений, походов, правила ухода за руками. - Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами. - Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье. - Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий. - Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него. - Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение пылесоса и уход за ним. - Основные транспортные средства, стоимость проезда на пригородном железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов. - Виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров. - Виды медицинской помощи и медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов. - Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем различного вида. - Виды детских учреждений и их назначение, адрес Дома культуры, какие кружки и секции в нем имеются. Учащиеся должны уметь: - Мыть руки, стричь ногти на руках и ногах; подбирать косметические средства для ухода за кожей рук. - Пришивать пуговицы. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия из хлопчатобумажных тканей. - Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий. - Варить кашу на воде, отваривать картофель и готовить пюре, заваривать чай, оформлять готовые блюда. - Производить сухую и влажную уборку помещения с использованием пылесоса, ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые химические средства. - Оплачивать проезд на всех видах транспорта, приобретать билет на железнодорожной станции на пригородные поезда. - Выбирать доброкачественные продукты питания в продовольственном магазине, обращаться к продавцу, кассиру. - Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке. - Записывать почтовые адреса с индексом на конвертах. 7 класс Учащиеся должны знать: - Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья. - Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды услуг и правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших школьников. - Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами. - Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и приема подарков. - Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за полом в зависимости от его покрытия, виды моющих средств. - Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. - Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки. - Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки незначительных порезов и наложение повязки. - Местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих специальностей. Учащиеся должны уметь: - Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду. - Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек. - Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки. - Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду. - Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать моющие средства. - Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону. - Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки. - Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны при микротравмах. II.Содержание учебного предмета Согласно учебному плану МАОУ Туендатской ООШ на изучение учебного предмета «ОСЖ» в 6 – 7 классах отводится 2 часа в неделю для каждого класса: 6 класс (68 часов) Четверть 1 2 3 4 Кол-во часов 16 16 20 16 Тематическое планирование № Темы Всего Теория Практика 1. Личная гигиена 6 4 2 2. Одежда 6 3 3 4. Семья 3 2 1 5. Культура поведения 6 3 3 6. Питание 10 7 3 7. Жилище 8 5 3 8. Транспорт 4 2 2 9. Торговля 6 3 3 10. Медицинская помощь 6 3 3 11. Средства связи 6 3 3 12. Учреждения и организации 5 3 2 13. Подведение итогов за год. 2 2 - 68 43 25 Всего: Личная гигиена Значение закаливания организма для здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур. Правила и приемы ухода за кожей рук. Правила и приемы ухода за ногами. Практические работы Нанесение питательного крема на кожу рук. Стрижка ногтей на ногах. Одежда и обувь Значение опрятного вида человека. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом. Практические работы Пришивание пуговиц. Стирка изделий из х/б тканей. Глажение фартуков, косынок. Семья Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. Права и обязанности каждого члена семьи. Практические работы Запись сведений о членах семьи. Составление родового древа. Культура поведения Правила поведения в театре, кинотеатре. Правила поведения в музее, библиотеке. Правила поведения в школе во время занятий и на перемене. Ролевые игры «Посещение кинотеатра». Экскурсии В сельскую библиотеку. Питание Правила безопасной работы на кухне. Хранение продуктов питания и готовой пищи ( в холодильнике и без него). Блюда из круп. Картофель. Приготовление блюд из картофеля. Чай. История чаепития в России. Практические работы Приготовление каши на воде. Приготовление картофельного пюре. Заварка чая. Экскурсии В продуктовый магазин. Жилище Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии. Повседневная сухая и влажная уборка помещения. Пылесос. Использование в уборке пылесоса. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Практические работы Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса. Чистка пылесоса после уборки. Транспорт Пригородные поезда. Расписание, направления, зоны. Способы приобретения билетов. Экскурсии Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал. Торговля Специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, отделы. Практические работы Определение срока годности товара на упаковке. Экскурсии В продовольственный супермаркет «Магнит». Медицинская помощь Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация. Сюжетно-ролевые игры «Вызов скорой помощи». Экскурсии В аптеку. Средства связи Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Практические работы Написание почтового адреса на конверте. Экскурсии На почту-телеграф. Учреждения и организации Дошкольные учреждения, их назначение. Школьные учреждения, их назначение. Дом культуры, его назначение для жителей. Экскурсии В Дом культуры д. Туендат 7 класс (68 часов) Четверть 1 2 3 4 Кол-во часов 18 14 20 16 Тематическое планирование № Темы Всего Теория Практика 1. Личная гигиена 6 5 1 2. Одежда и обувь 8 4 4 3. Семья 6 2 4 4. Питание 10 5 5 5. Культура поведения 6 3 3 6. Жилище 4 3 1 7. Транспорт 6 4 2 8. Средства связи 6 4 2 9. Медицинская помощь 6 3 3 10. Учреждения и организации 4 2 2 11. Торговля 4 3 1 12. Подведение итогов за год 2 2 - 68 40 28 Всего: Личная гигиена Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Практические работы Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния. Одежда и обувь Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Практические работы Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины. Глажение брюк. Экскурсии В школьную прачечную. Семья Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание, обувание, причесывание. Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школеинтернате и дома. Практические работы Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку. Оказание помощи первоклассникам в уборке класса. Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников. Самостоятельные работы. Проведение игр с младшими школьниками. Питание Виды питания. Пищевая ценность продуктов. Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Этикет. Сервировка стола к обеду. Практические работы Приготовление щей из свежей капусты. Подбор и чтение рецептов приготовления киселя, компота. Приготовления киселя из замороженных ягод. Сервировка стола к обеду. Культура поведения Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Правила вручения подарка. Сюжетно-ролевые игры: « Меня пригласили в гости».«В гостях…». Практические работы Изготовление несложных сувениров. Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к весне, лету. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом. Практические работы Мытье полов с использованием химических моющих средств. Транспорт Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Экскурсии Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал. Средства связи Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Практические работы Упаковка посылки. Экскурсии В почтовое отделение. Медицинская помощь Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. Лекарственные растения в домашней аптечке. Практические работы Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе. Упаковка домашней аптечки. Приготовление витаминизирующего отвара. Учреждения и организации Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Культура поведения в общественных местах. Экскурсии На Туендатскую сувенирную мастерскую. Торговля Универмаги и универсамы, их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи). Экскурсии В магазин – самостоятельное нахождение указанного отдела. III. Формы организации учебных занятий Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения: Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ. Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя. Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь», «Культура поведения» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала. IV.2.Календарно - тематическое планирование в 6 классе № Кол-во Тема урока п/п часов Одежда и обувь 1. Значение опрятного вида человека. 1 2. Практическая работа. Пришивание пуговиц. 1 3. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. 1 4. Практическая работа. Стирка изделий из х/б тканей. 1 5. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом. 1 6. Практическая работа. Глажение фартуков, косынок. 1 Личная гигиена 7. Значение закаливания организма для здоровья человека. 1 8. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур. 1 9. Правила и приемы ухода за кожей рук. 1 10. Практическая работа. Уход за кожей рук. 1 11. Правила и приемы ухода за ногами. 1 12. Пр. р. Стрижка ногтей на ногах. 1 Транспорт 13. Пригородные поезда. Расписание, направления, зоны. 1 Дата 14. Способы приобретения билетов. 1 15. Виртуальная экскурсия на ж/д станцию. 1 16. Виртуальная экскурсия на ж/д станцию. 1 17. Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. 1 18. Права и обязанности каждого члена семьи. 1 19. Практическая работа. Запись сведений о членах семьи. 1 20. Пр.р. Зарисовка родового древа. 1 Семья Учреждения и организации 21. Школьные учреждения, их назначение. 22. Дом культуры, его назначение для 1 жителей. 23. Экскурсия Дом культуры 1 1 Д.Туендат 24. Экскурсия Дом культурыд.Туендат 1 Средства связи 25. Почта. Виды почтовых отправлений. 1 26. Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. 1 27. Практическая работа. Написание почтового адреса на конверте. 1 28. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. 1 29. Виртуальная экскурсия на почтутелеграф. 1 30. Виртуальная экскурсия на почтутелеграф. 1 Медицинская помощь 31. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи. 1 32. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. 1 33. Виды врачебной помощи: помощь 1 на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация. 34. Сюжетно-ролевая игра: «Амбулаторный прием». 1 35. Экскурсия в аптеку. 1 36. Экскурсия в аптеку. 1 37. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. 1 38. Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии. 1 39. Повседневная сухая и влажная уборка помещения. 1 40. Пылесос. Использование в уборке пылесоса. 1 Жилище 41. Практическая работа. Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса. 1 42. Практическая работа. Чистка пылесоса после уборки. 1 43. Уход за мебелью в зависимости от 1 её покрытия. 44. Практическая работа. Уход за мебелью в классе. 1 Торговля 45. Специализированные продовольственные магазины. 1 46. Виды товаров, отделы магазина. 1 47. Правила выбора доброкачественных продуктов питания. 1 48. Практическая работа. Определение срока годности товара на упаковке. 1 49. Экскурсия в продовольственный супермаркет «Магнит». 1 50. Экскурсия в продовольственный супермаркет «Магнит». 1 51. Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток). 1 52. Хранение продуктов питания и готовой пищи (в холодильнике и без него). 1 53. Блюда из круп. 1 54. Практическая работа. Приготовление каши на воде. 1 55. Картофель. Приготовление блюд из картофеля (отварной картофель, пюре). 1 Питание 56. Технология приготовления картофельного пюре. 1 57. Пр.р. Приготовление картофельного пюре. 1 58. Пр.р. Приготовление картофельного пюре. 1 59. Чай. История чаепития в России. 1 60. Практическая работа. Заварка чая. 1 Культура поведения 61. Правила поведения в библиотеке. 1 62. Ролевая игра: «Посещение библиотеки». 1 63. Обобщение пройденного материала по разделу: 1 « Личная гигиена», «Питание», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Жилище», «Культура поведения». 64. Контрольное тестирование по разделу: 1 « Личная гигиена», «Питание», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Жилище», «Культура поведения». 65. Экскурсия в сельскую библиотеку. 1 66. Экскурсия в сельскую библиотеку. 1 Резерв 2 67-68. Итого: 68часов IV.3. Календарно - тематическое планирование в 7 классе № Тема п/п Кол-во часов Личная гигиена 1. Особенности личной гигиены в жизни подростка. 1 2. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. 1 3. Особенности ухода за кожей лица, волосами. 1 4. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. 5. 6. Практическая работа. Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. 1 1 1 Одежда и обувь 7. Значение продления срока служения одежды. 1 Виды штопок, наложение заплат. 8. Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. 9. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. 10. 11. Практическая работа. Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины. Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды. 1 1 1 Дата 1 12. Практическая работа. Глажение брюк. 1 13. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. 1 14. Экскурсия в школьную прачечную. 1 Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – одевание, обувание, причесывание. 1 Семья 15. 16. 17. Практическая работа. Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку. Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школеинтернате и дома. 1 1 18. Практическая работа. Оказание помощи первоклассникам в уборке класса. 1 19. Практическая работа. Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников. 1 20. Практическая работа. Проведение 1 игр с младшими школьниками. Питание 21. Виды питания. Пищевая ценность 1 продуктов. 22. Значение первых, вторых, третьих 1 блюд и их приготовление. 23. Практическая работа. Приготовление щей из свежей капусты. 1 24. Практическая работа. Приготовление щей из свежей 1 капусты. 25. Практическая работа. Чтение рецептов приготовления киселя, компота. 1 26. Практическая работа. Приготовления киселя из замороженных ягод. 1 27. Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. 1 28. Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. 1 29. Этикет. Сервировка стола к обеду. 1 30. Практическая работа. Сервировка стола к обеду. 1 Культура поведения 31. 32. 33. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Сюжетно-ролевая игра: « Меня пригласили в гости». Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. 1 1 1 34. Практическая работа. Изготовление несложных сувениров. 1 35. Правила вручения подарка. 1 36. Сюжетно ролевая игра: «В гостях…». 1 Транспорт 37. Междугородний железнодорожный транспорт. 1 38. Вокзалы. Их назначение и основные службы. 1 39. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. 1 40. Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов. 1 41. Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал. 1 42. Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал. 1 Торговля 43. Универмаги и универсамы, их назначение. 1 44. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. 1 45. Экскурсия в универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела. 1 46. Экскурсия в универсам – порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи). 1 Учреждения и организации 47. Промышленные и сельскохозяйственные 1 предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. 48. Повторение. Культура поведения в общественных местах. 49. Экскурсия на Туендатскую сувенирную мастерскую для ознакомления с деятельностью 1 1 фабрики и основными профессиями. 50. Экскурсия на Туендатскую сувенирную мастерскую для ознакомления с деятельностью фабрики и основными профессиями. 1 Жилище 51. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. 1 52. Подготовка квартиры и дома к весне, лету. 1 53. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом. 1 54. Практическая работа. Мытье полов с использованием химических моющих средств. 1 Средства связи 55. Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). 1 1 56. Упаковка. Стоимость пересылки. 57. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. 1 58. Практическая работа. Упаковка посылки. 1 59. Экскурсия на почту. 1 Ознакомление с приемкой посылок. 60. Экскурсия на почту. Практическая работа. Составление описи содержимого 1 посылки. Медицинская помощь 61. Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. 1 62. Практическая работа. Измерение 1 температуры, обработка раны при незначительном порезе. 63. Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. 1 64. Практическая работа. Упаковка домашней аптечки. 1 65. Лекарственные растения в домашней аптечке. 66. 67-68. 1 Практическая работа. Приготовление витаминизирующего отвара. 1 Резерв 2 Итого: 68 часов