Рабочая программа по Основам социальной жизни 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол №7 от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Васильева К.В.
№51-О от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы социальной жизни
6 -7 классов
(для обучающихся ОВЗ УО/в.1/)
на 2023-2024 учебный год

д. Туендат 2023 год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы
социальной жизни» (далее ОСЖ) составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.32.86-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.
АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 2 года
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к
самостоятельной жизни в социуме.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната
знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психического здоровья школьника и их социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной
адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая
принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении
нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их
знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования
новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе
внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на
занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует
на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность
учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места
для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном
объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При
организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила
техники безопасности.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы
теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для
самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и
быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
6 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной
гигиены во время выполнения физических упражнений, походов, правила ухода
за руками.
- Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и
бытовыми химическими средствами.
- Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место
работы и должность родителей, правила поведения в семье.

- Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях,
правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых
мероприятий.
- Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами,
определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов
в холодильнике и без него.
- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности
проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение
пылесоса и уход за ним.
- Основные транспортные средства, стоимость проезда на пригородном
железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов.
- Виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров,
порядок приобретения товаров.
- Виды медицинской помощи и медицинских учреждений, функции основных
врачей-специалистов.
- Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых
услуг при отправлении писем различного вида.
- Виды детских учреждений и их назначение, адрес Дома культуры, какие кружки
и секции в нем имеются.
Учащиеся должны уметь:
- Мыть руки, стричь ногти на руках и ногах; подбирать косметические средства
для ухода за кожей рук.
- Пришивать пуговицы. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и
гладить изделия из хлопчатобумажных тканей.
- Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно
вести себя при посещении массовых мероприятий.
- Варить кашу на воде, отваривать картофель и готовить пюре, заваривать чай,
оформлять готовые блюда.
- Производить сухую и влажную уборку помещения с использованием пылесоса,
ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые
химические средства.
- Оплачивать проезд на всех видах транспорта, приобретать билет на
железнодорожной станции на пригородные поезда.
- Выбирать доброкачественные продукты питания в продовольственном магазине,
обращаться к продавцу, кассиру.

- Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
- Записывать почтовые адреса с индексом на конвертах.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды,
нательного и постельного белья.
- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины, последовательность и
особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды
услуг и правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших
школьников.
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность
приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и
возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми
приборами.
- Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и
приема подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого
помещения, способы и периодичность ухода за полом в зависимости от его
покрытия, виды моющих средств.
- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов,
примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности
расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость
хранения багажа.
- Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость
посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки.
- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских
средств, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения,
правила обработки незначительных порезов и наложение повязки.
- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или
сельскохозяйственных объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих
специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью
стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду.

- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила
игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при
уборке игрушек.
- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в
гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать
подарки.
- Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать
стол к обеду.
- Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать
моющие средства.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе,
обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную
по телефону.
- Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки.
- Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных
растений, обрабатывать раны при микротравмах.
II.Содержание учебного предмета
Согласно учебному плану МАОУ Туендатской ООШ на изучение учебного
предмета «ОСЖ» в 6 – 7 классах отводится 2 часа в неделю для каждого класса:

6 класс (68 часов)
Четверть

1

2

3

4

Кол-во часов

16

16

20

16

Тематическое планирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Личная гигиена

6

4

2

2.

Одежда

6

3

3

4.

Семья

3

2

1

5.

Культура поведения

6

3

3

6.

Питание

10

7

3

7.

Жилище

8

5

3

8.

Транспорт

4

2

2

9.

Торговля

6

3

3

10. Медицинская помощь

6

3

3

11. Средства связи

6

3

3

12. Учреждения и организации

5

3

2

13. Подведение итогов за год.

2

2

-

68

43

25

Всего:
Личная гигиена

Значение закаливания организма для здоровья человека.
Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных
процедур.
Правила и приемы ухода за кожей рук.
Правила и приемы ухода за ногами.
Практические работы
Нанесение питательного крема на кожу рук.
Стрижка ногтей на ногах.
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека.
Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практические работы
Пришивание пуговиц.
Стирка изделий из х/б тканей.
Глажение фартуков, косынок.
Семья
Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
Запись сведений о членах семьи.
Составление родового древа.

Культура поведения
Правила поведения в театре, кинотеатре.
Правила поведения в музее, библиотеке.
Правила поведения в школе во время занятий и на перемене.
Ролевые игры
«Посещение кинотеатра».
Экскурсии
В сельскую библиотеку.
Питание
Правила безопасной работы на кухне.
Хранение продуктов питания и готовой пищи ( в холодильнике и без него).
Блюда из круп.
Картофель. Приготовление блюд из картофеля.
Чай. История чаепития в России.
Практические работы
Приготовление каши на воде.
Приготовление картофельного пюре.
Заварка чая.
Экскурсии
В продуктовый магазин.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами
бытовой химии.
Повседневная сухая и влажная уборка помещения.
Пылесос. Использование в уборке пылесоса.
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Практические работы
Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса.
Чистка пылесоса после уборки.
Транспорт

Пригородные поезда.
Расписание, направления, зоны.
Способы приобретения билетов.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.
Торговля
Специализированные продовольственные магазины.
Виды товаров, отделы.
Практические работы
Определение срока годности товара на упаковке.
Экскурсии
В продовольственный супермаркет «Магнит».
Медицинская помощь
Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их
назначение в оказании медицинской помощи.
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты,
младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный
приём, госпитализация.
Сюжетно-ролевые игры
«Вызов скорой помощи».
Экскурсии
В аптеку.
Средства связи
Почта. Виды почтовых отправлений.
Виды писем. Порядок отправления письма различного вида.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практические работы
Написание почтового адреса на конверте.
Экскурсии
На почту-телеграф.
Учреждения и организации

Дошкольные учреждения, их назначение.
Школьные учреждения, их назначение.
Дом культуры, его назначение для жителей.
Экскурсии
В Дом культуры д. Туендат
7 класс (68 часов)
Четверть

1

2

3

4

Кол-во часов

18

14

20

16

Тематическое планирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Личная гигиена

6

5

1

2.

Одежда и обувь

8

4

4

3.

Семья

6

2

4

4.

Питание

10

5

5

5.

Культура поведения

6

3

3

6.

Жилище

4

3

1

7.

Транспорт

6

4

2

8.

Средства связи

6

4

2

9.

Медицинская помощь

6

3

3

10. Учреждения и организации

4

2

2

11. Торговля

4

3

1

12. Подведение итогов за год

2

2

-

68

40

28

Всего:
Личная гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.

Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие,
нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы
Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния.
Одежда и обувь
Значение продления срока служения одежды.
Виды штопок, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.
Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.
Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины.
Глажение брюк.
Экскурсии
В школьную прачечную.
Семья
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание,
обувание, причесывание.
Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школеинтернате и дома.
Практические работы
Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку.
Оказание помощи первоклассникам в уборке класса.
Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников.
Самостоятельные работы.
Проведение игр с младшими школьниками.
Питание
Виды питания. Пищевая ценность продуктов.
Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление.

Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении
пищи.
Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями,
электроприборами.
Этикет. Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Приготовление щей из свежей капусты.
Подбор и чтение рецептов приготовления киселя, компота.
Приготовления киселя из замороженных ягод.
Сервировка стола к обеду.
Культура поведения
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения,
прическа), подарки.
Правила вручения подарка.
Сюжетно-ролевые игры: « Меня пригласили в гости».«В гостях…».
Практические работы
Изготовление несложных сувениров.
Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска,
линолеум, ковер), средства ухода за полом.
Практические работы
Мытье полов с использованием химических моющих средств.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.

Средства связи
Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их
отправления.
Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.
Практические работы
Упаковка посылки.
Экскурсии
В почтовое отделение.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при
микротравмах.
Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Практические работы
Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе.
Упаковка домашней аптечки.
Приготовление витаминизирующего отвара.
Учреждения и организации
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их
значение для жителей города и села.
Культура поведения в общественных местах.
Экскурсии
На Туендатскую сувенирную мастерскую.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи).
Экскурсии
В магазин – самостоятельное нахождение указанного отдела.

III. Формы организации учебных занятий
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач
требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения:
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических
принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения
используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не
усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к
восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для
сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для
построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его
на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы.
Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа
является одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на
бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости
от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы
организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.
Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности
по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть
вводные, текущие и итоговые. Текущие экскурсии служат для конкретизации и
закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии
организуются при завершении работы над темой.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими
организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться
практические работы.
Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения.
В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать
при изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь»,
«Культура поведения» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления
пройденного материала.

IV.2.Календарно - тематическое планирование в 6 классе
№

Кол-во

Тема урока

п/п

часов

Одежда и обувь
1.

Значение опрятного вида
человека.

1

2.

Практическая работа.
Пришивание пуговиц.

1

3.

Правила и приёмы ручной стирки
изделий из хлопчатобумажных
тканей.

1

4.

Практическая работа. Стирка
изделий из х/б тканей.

1

5.

Правила глажения. Техника
безопасности при работе с
утюгом.

1

6.

Практическая работа. Глажение
фартуков, косынок.

1

Личная гигиена
7.

Значение закаливания организма
для здоровья человека.

1

8.

Способы закаливания, правила и
приемы выполнения воздушных и
водных процедур.

1

9.

Правила и приемы ухода за кожей
рук.

1

10.

Практическая работа. Уход за
кожей рук.

1

11.

Правила и приемы ухода за
ногами.

1

12.

Пр. р. Стрижка ногтей на ногах.

1

Транспорт
13.

Пригородные поезда. Расписание,
направления, зоны.

1

Дата

14.

Способы приобретения билетов.

1

15.

Виртуальная экскурсия на ж/д
станцию.

1

16.

Виртуальная экскурсия на ж/д
станцию.

1

17.

Состав семьи. Место работы
каждого члена семьи, занимаемая
должность.

1

18.

Права и обязанности каждого
члена семьи.

1

19.

Практическая работа. Запись
сведений о членах семьи.

1

20.

Пр.р. Зарисовка родового древа.

1

Семья

Учреждения и организации
21.

Школьные учреждения, их
назначение.

22.

Дом культуры, его назначение для 1
жителей.

23.

Экскурсия Дом культуры

1

1

Д.Туендат
24.

Экскурсия Дом
культурыд.Туендат

1

Средства связи
25.

Почта. Виды почтовых
отправлений.

1

26.

Виды писем. Порядок
отправления письма различного
вида.

1

27.

Практическая работа. Написание
почтового адреса на конверте.

1

28.

Телеграф. Виды телеграмм и
телеграфных услуг. Тарифы.

1

29.

Виртуальная экскурсия на почтутелеграф.

1

30.

Виртуальная экскурсия на почтутелеграф.

1

Медицинская помощь
31.

Виды медицинских учреждений:
поликлиника, больница,
диспансер, аптека, их назначение
в оказании медицинской помощи.

1

32.

Работники медицинских
учреждений: врачи, медицинские
сёстры, лаборанты, младший
медицинский персонал,
регистраторы, фармацевты и др.

1

33.

Виды врачебной помощи: помощь 1
на дому, «скорая помощь»,
амбулаторный приём,
госпитализация.

34.

Сюжетно-ролевая игра:
«Амбулаторный прием».

1

35.

Экскурсия в аптеку.

1

36.

Экскурсия в аптеку.

1

37.

Гигиенические требования к
жилому помещению и меры по их
обеспечению.

1

38.

Санитарно-гигиенические
требования и правила ТБ при
работе с предметами бытовой
химии.

1

39.

Повседневная сухая и влажная
уборка помещения.

1

40.

Пылесос. Использование в уборке
пылесоса.

1

Жилище

41.

Практическая работа. Уборка
спальной комнаты с
использованием пылесоса.

1

42.

Практическая работа. Чистка
пылесоса после уборки.

1

43.

Уход за мебелью в зависимости от 1
её покрытия.

44.

Практическая работа. Уход за
мебелью в классе.

1

Торговля
45.

Специализированные
продовольственные магазины.

1

46.

Виды товаров, отделы магазина.

1

47.

Правила выбора
доброкачественных продуктов
питания.

1

48.

Практическая работа.
Определение срока годности
товара на упаковке.

1

49.

Экскурсия в продовольственный
супермаркет «Магнит».

1

50.

Экскурсия в продовольственный
супермаркет «Магнит».

1

51.

Правила безопасной работы на
кухне (режущие инструменты,
кипяток).

1

52.

Хранение продуктов питания и
готовой пищи (в холодильнике и
без него).

1

53.

Блюда из круп.

1

54.

Практическая работа.
Приготовление каши на воде.

1

55.

Картофель. Приготовление блюд
из картофеля (отварной
картофель, пюре).

1

Питание

56.

Технология приготовления
картофельного пюре.

1

57.

Пр.р. Приготовление
картофельного пюре.

1

58.

Пр.р. Приготовление
картофельного пюре.

1

59.

Чай. История чаепития в России.

1

60.

Практическая работа. Заварка чая.

1

Культура поведения
61.

Правила поведения в библиотеке.

1

62.

Ролевая игра: «Посещение
библиотеки».

1

63.

Обобщение пройденного
материала по разделу:

1

« Личная гигиена», «Питание»,
«Одежда и обувь», «Транспорт»,
«Жилище», «Культура
поведения».
64.

Контрольное тестирование по
разделу:

1

« Личная гигиена», «Питание»,
«Одежда и обувь», «Транспорт»,
«Жилище», «Культура
поведения».
65.

Экскурсия в сельскую
библиотеку.

1

66.

Экскурсия в сельскую
библиотеку.

1

Резерв

2

67-68.
Итого:

68часов
IV.3. Календарно - тематическое планирование в 7 классе
№

Тема

п/п

Кол-во
часов

Личная гигиена
1.

Особенности личной гигиены в
жизни подростка.

1

2.

Правила и приемы сохранения
чистоты и здоровья тела.

1

3.

Особенности ухода за кожей
лица, волосами.

1

4.

Пользование шампунем в
соответствии с типом волос:
жирные, сухие, нормальные.

5.

6.

Практическая работа. Подбор
мыла, шампуня для мытья кожи и
волос с учетом их состояния.
Средства борьбы с перхотью и
выпадением волос.

1

1
1

Одежда и обувь
7.

Значение продления срока
служения одежды.

1

Виды штопок, наложение заплат.
8.

Практическая работа. Ремонт
одежды: штопка и наложение
заплат.

9.

Использование бытовой техники
при стирке белья из
хлопчатобумажных тканей.

10.

11.

Практическая работа. Стирка
изделий из х/б тканей с помощью
стиральной машины.
Правила и приемы глажения
брюк, спортивной одежды.

1

1

1

Дата

1
12.

Практическая работа. Глажение
брюк.

1

13.

Прачечная. Виды услуг, правила
пользования прачечной.

1

14.

Экскурсия в школьную
прачечную.

1

Помощь родителям и
воспитателям: в уходе за
младшими детьми – одевание,
обувание, причесывание.

1

Семья
15.

16.

17.

Практическая работа. Оказание
помощи первокласснику в
одевании, обувании на прогулку.
Помощь родителям и
воспитателям: в соблюдении
чистоты и порядка в школеинтернате и дома.

1

1

18.

Практическая работа. Оказание
помощи первоклассникам в
уборке класса.

1

19.

Практическая работа.
Разучивание тихих и подвижных
игр для младших школьников.

1

20.

Практическая работа. Проведение 1
игр с младшими школьниками.

Питание
21.

Виды питания. Пищевая ценность 1
продуктов.

22.

Значение первых, вторых, третьих 1
блюд и их приготовление.

23.

Практическая работа.
Приготовление щей из свежей
капусты.

1

24.

Практическая работа.
Приготовление щей из свежей

1

капусты.
25.

Практическая работа. Чтение
рецептов приготовления киселя,
компота.

1

26.

Практическая работа.
Приготовления киселя из
замороженных ягод.

1

27.

Использование механических и
электробытовых приборов при
приготовлении пищи.

1

28.

Правила безопасной работы с
режущими инструментами,
приспособлениями,
электроприборами.

1

29.

Этикет. Сервировка стола к
обеду.

1

30.

Практическая работа. Сервировка
стола к обеду.

1

Культура поведения
31.

32.

33.

Правила приема приглашения в
гости и формы отказа.
Сюжетно-ролевая игра: « Меня
пригласили в гости».
Подготовка к поездке в гости:
внешний вид (одежда, обувь,
украшения, прическа), подарки.

1

1

1

34.

Практическая работа.
Изготовление несложных
сувениров.

1

35.

Правила вручения подарка.

1

36.

Сюжетно ролевая игра: «В
гостях…».

1

Транспорт

37.

Междугородний
железнодорожный транспорт.

1

38.

Вокзалы. Их назначение и
основные службы.

1

39.

Справочная служба вокзалов.
Расписание поездов.

1

40.

Виды пассажирских вагонов.
Формы приобретения
железнодорожных билетов.

1

41.

Виртуальная экскурсия на
железнодорожный вокзал.

1

42.

Виртуальная экскурсия на
железнодорожный вокзал.

1

Торговля
43.

Универмаги и универсамы, их
назначение.

1

44.

Отделы магазинов. Стоимость
некоторых товаров.

1

45.

Экскурсия в универсам –
самостоятельное нахождение
указанного отдела.

1

46.

Экскурсия в универсам – порядок
приобретения (выбор товара,
оплата в кассе, получение чека,
сдачи).

1

Учреждения и организации
47.

Промышленные и
сельскохозяйственные
1
предприятия данной местности,
их значение для жителей города и
села.

48.

Повторение. Культура поведения
в общественных местах.

49.

Экскурсия на Туендатскую
сувенирную мастерскую для
ознакомления с деятельностью

1

1

фабрики и основными
профессиями.
50.

Экскурсия на Туендатскую
сувенирную мастерскую для
ознакомления с деятельностью
фабрики и основными
профессиями.

1

Жилище
51.

Регулярная и сезонная уборка
жилого помещения.

1

52.

Подготовка квартиры и дома к
весне, лету.

1

53.

Уход за полом в зависимости от
покрытия (лак, мастика, масляная
краска, линолеум, ковер),
средства ухода за полом.

1

54.

Практическая работа. Мытье
полов с использованием
химических моющих средств.

1

Средства связи
55.

Почта. Виды бандеролей
(простая, заказная, ценная, с
уведомлением).

1
1

56.

Упаковка. Стоимость пересылки.

57.

Посылки. Виды упаковок.
Правила отправления. Стоимость
отправления.

1

58.

Практическая работа. Упаковка
посылки.

1

59.

Экскурсия на почту.

1

Ознакомление с приемкой
посылок.
60.

Экскурсия на почту.
Практическая работа.
Составление описи содержимого

1

посылки.
Медицинская помощь
61.

Виды доврачебной помощи:
измерение температуры,
обработка ран при микротравмах.

1

62.

Практическая работа. Измерение 1
температуры, обработка раны при
незначительном порезе.

63.

Домашняя аптечка. Состав
домашней аптечки.

1

64.

Практическая работа. Упаковка
домашней аптечки.

1

65.

Лекарственные растения в
домашней аптечке.

66.

67-68.

1

Практическая работа.
Приготовление
витаминизирующего отвара.

1

Резерв

2

Итого: 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».