МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ
РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол №7 от «31» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Васильева К.В.
№51-О от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы социальной жизни
6 -7 классов
(для обучающихся ОВЗ УО/в.1/)
на 2023-2024 учебный год
д. Туендат 2023 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы
социальной жизни» (далее ОСЖ) составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.32.86-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.
АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 2 года
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к
самостоятельной жизни в социуме.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната
знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психического здоровья школьника и их социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной
адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая
принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении
нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их
знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования
новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе
внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на
занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует
на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность
учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места
для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном
объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При
организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила
техники безопасности.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы
теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для
самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и
быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
6 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной
гигиены во время выполнения физических упражнений, походов, правила ухода
за руками.
- Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и
бытовыми химическими средствами.
- Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место
работы и должность родителей, правила поведения в семье.
- Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях,
правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых
мероприятий.
- Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами,
определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов
в холодильнике и без него.
- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности
проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение
пылесоса и уход за ним.
- Основные транспортные средства, стоимость проезда на пригородном
железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов.
- Виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров,
порядок приобретения товаров.
- Виды медицинской помощи и медицинских учреждений, функции основных
врачей-специалистов.
- Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых
услуг при отправлении писем различного вида.
- Виды детских учреждений и их назначение, адрес Дома культуры, какие кружки
и секции в нем имеются.
Учащиеся должны уметь:
- Мыть руки, стричь ногти на руках и ногах; подбирать косметические средства
для ухода за кожей рук.
- Пришивать пуговицы. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и
гладить изделия из хлопчатобумажных тканей.
- Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно
вести себя при посещении массовых мероприятий.
- Варить кашу на воде, отваривать картофель и готовить пюре, заваривать чай,
оформлять готовые блюда.
- Производить сухую и влажную уборку помещения с использованием пылесоса,
ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые
химические средства.
- Оплачивать проезд на всех видах транспорта, приобретать билет на
железнодорожной станции на пригородные поезда.
- Выбирать доброкачественные продукты питания в продовольственном магазине,
обращаться к продавцу, кассиру.
- Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
- Записывать почтовые адреса с индексом на конвертах.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды,
нательного и постельного белья.
- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины, последовательность и
особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды
услуг и правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших
школьников.
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность
приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и
возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми
приборами.
- Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и
приема подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого
помещения, способы и периодичность ухода за полом в зависимости от его
покрытия, виды моющих средств.
- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов,
примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности
расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость
хранения багажа.
- Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость
посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки.
- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских
средств, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения,
правила обработки незначительных порезов и наложение повязки.
- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или
сельскохозяйственных объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих
специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью
стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду.
- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила
игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при
уборке игрушек.
- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в
гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать
подарки.
- Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать
стол к обеду.
- Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать
моющие средства.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе,
обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную
по телефону.
- Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки.
- Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных
растений, обрабатывать раны при микротравмах.
II.Содержание учебного предмета
Согласно учебному плану МАОУ Туендатской ООШ на изучение учебного
предмета «ОСЖ» в 6 – 7 классах отводится 2 часа в неделю для каждого класса:
6 класс (68 часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-во часов
16
16
20
16
Тематическое планирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Личная гигиена
6
4
2
2.
Одежда
6
3
3
4.
Семья
3
2
1
5.
Культура поведения
6
3
3
6.
Питание
10
7
3
7.
Жилище
8
5
3
8.
Транспорт
4
2
2
9.
Торговля
6
3
3
10. Медицинская помощь
6
3
3
11. Средства связи
6
3
3
12. Учреждения и организации
5
3
2
13. Подведение итогов за год.
2
2
-
68
43
25
Всего:
Личная гигиена
Значение закаливания организма для здоровья человека.
Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных
процедур.
Правила и приемы ухода за кожей рук.
Правила и приемы ухода за ногами.
Практические работы
Нанесение питательного крема на кожу рук.
Стрижка ногтей на ногах.
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека.
Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практические работы
Пришивание пуговиц.
Стирка изделий из х/б тканей.
Глажение фартуков, косынок.
Семья
Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
Запись сведений о членах семьи.
Составление родового древа.
Культура поведения
Правила поведения в театре, кинотеатре.
Правила поведения в музее, библиотеке.
Правила поведения в школе во время занятий и на перемене.
Ролевые игры
«Посещение кинотеатра».
Экскурсии
В сельскую библиотеку.
Питание
Правила безопасной работы на кухне.
Хранение продуктов питания и готовой пищи ( в холодильнике и без него).
Блюда из круп.
Картофель. Приготовление блюд из картофеля.
Чай. История чаепития в России.
Практические работы
Приготовление каши на воде.
Приготовление картофельного пюре.
Заварка чая.
Экскурсии
В продуктовый магазин.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами
бытовой химии.
Повседневная сухая и влажная уборка помещения.
Пылесос. Использование в уборке пылесоса.
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Практические работы
Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса.
Чистка пылесоса после уборки.
Транспорт
Пригородные поезда.
Расписание, направления, зоны.
Способы приобретения билетов.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.
Торговля
Специализированные продовольственные магазины.
Виды товаров, отделы.
Практические работы
Определение срока годности товара на упаковке.
Экскурсии
В продовольственный супермаркет «Магнит».
Медицинская помощь
Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их
назначение в оказании медицинской помощи.
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты,
младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный
приём, госпитализация.
Сюжетно-ролевые игры
«Вызов скорой помощи».
Экскурсии
В аптеку.
Средства связи
Почта. Виды почтовых отправлений.
Виды писем. Порядок отправления письма различного вида.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практические работы
Написание почтового адреса на конверте.
Экскурсии
На почту-телеграф.
Учреждения и организации
Дошкольные учреждения, их назначение.
Школьные учреждения, их назначение.
Дом культуры, его назначение для жителей.
Экскурсии
В Дом культуры д. Туендат
7 класс (68 часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-во часов
18
14
20
16
Тематическое планирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Личная гигиена
6
5
1
2.
Одежда и обувь
8
4
4
3.
Семья
6
2
4
4.
Питание
10
5
5
5.
Культура поведения
6
3
3
6.
Жилище
4
3
1
7.
Транспорт
6
4
2
8.
Средства связи
6
4
2
9.
Медицинская помощь
6
3
3
10. Учреждения и организации
4
2
2
11. Торговля
4
3
1
12. Подведение итогов за год
2
2
-
68
40
28
Всего:
Личная гигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие,
нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы
Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния.
Одежда и обувь
Значение продления срока служения одежды.
Виды штопок, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.
Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.
Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины.
Глажение брюк.
Экскурсии
В школьную прачечную.
Семья
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание,
обувание, причесывание.
Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школеинтернате и дома.
Практические работы
Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку.
Оказание помощи первоклассникам в уборке класса.
Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников.
Самостоятельные работы.
Проведение игр с младшими школьниками.
Питание
Виды питания. Пищевая ценность продуктов.
Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление.
Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении
пищи.
Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями,
электроприборами.
Этикет. Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Приготовление щей из свежей капусты.
Подбор и чтение рецептов приготовления киселя, компота.
Приготовления киселя из замороженных ягод.
Сервировка стола к обеду.
Культура поведения
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения,
прическа), подарки.
Правила вручения подарка.
Сюжетно-ролевые игры: « Меня пригласили в гости».«В гостях…».
Практические работы
Изготовление несложных сувениров.
Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска,
линолеум, ковер), средства ухода за полом.
Практические работы
Мытье полов с использованием химических моющих средств.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.
Средства связи
Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их
отправления.
Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.
Практические работы
Упаковка посылки.
Экскурсии
В почтовое отделение.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при
микротравмах.
Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Практические работы
Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе.
Упаковка домашней аптечки.
Приготовление витаминизирующего отвара.
Учреждения и организации
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их
значение для жителей города и села.
Культура поведения в общественных местах.
Экскурсии
На Туендатскую сувенирную мастерскую.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи).
Экскурсии
В магазин – самостоятельное нахождение указанного отдела.
III. Формы организации учебных занятий
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач
требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения:
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических
принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения
используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не
усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к
восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для
сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для
построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его
на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы.
Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа
является одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на
бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости
от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы
организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.
Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности
по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть
вводные, текущие и итоговые. Текущие экскурсии служат для конкретизации и
закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии
организуются при завершении работы над темой.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими
организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться
практические работы.
Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения.
В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать
при изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь»,
«Культура поведения» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления
пройденного материала.
IV.2.Календарно - тематическое планирование в 6 классе
№
Кол-во
Тема урока
п/п
часов
Одежда и обувь
1.
Значение опрятного вида
человека.
1
2.
Практическая работа.
Пришивание пуговиц.
1
3.
Правила и приёмы ручной стирки
изделий из хлопчатобумажных
тканей.
1
4.
Практическая работа. Стирка
изделий из х/б тканей.
1
5.
Правила глажения. Техника
безопасности при работе с
утюгом.
1
6.
Практическая работа. Глажение
фартуков, косынок.
1
Личная гигиена
7.
Значение закаливания организма
для здоровья человека.
1
8.
Способы закаливания, правила и
приемы выполнения воздушных и
водных процедур.
1
9.
Правила и приемы ухода за кожей
рук.
1
10.
Практическая работа. Уход за
кожей рук.
1
11.
Правила и приемы ухода за
ногами.
1
12.
Пр. р. Стрижка ногтей на ногах.
1
Транспорт
13.
Пригородные поезда. Расписание,
направления, зоны.
1
Дата
14.
Способы приобретения билетов.
1
15.
Виртуальная экскурсия на ж/д
станцию.
1
16.
Виртуальная экскурсия на ж/д
станцию.
1
17.
Состав семьи. Место работы
каждого члена семьи, занимаемая
должность.
1
18.
Права и обязанности каждого
члена семьи.
1
19.
Практическая работа. Запись
сведений о членах семьи.
1
20.
Пр.р. Зарисовка родового древа.
1
Семья
Учреждения и организации
21.
Школьные учреждения, их
назначение.
22.
Дом культуры, его назначение для 1
жителей.
23.
Экскурсия Дом культуры
1
1
Д.Туендат
24.
Экскурсия Дом
культурыд.Туендат
1
Средства связи
25.
Почта. Виды почтовых
отправлений.
1
26.
Виды писем. Порядок
отправления письма различного
вида.
1
27.
Практическая работа. Написание
почтового адреса на конверте.
1
28.
Телеграф. Виды телеграмм и
телеграфных услуг. Тарифы.
1
29.
Виртуальная экскурсия на почтутелеграф.
1
30.
Виртуальная экскурсия на почтутелеграф.
1
Медицинская помощь
31.
Виды медицинских учреждений:
поликлиника, больница,
диспансер, аптека, их назначение
в оказании медицинской помощи.
1
32.
Работники медицинских
учреждений: врачи, медицинские
сёстры, лаборанты, младший
медицинский персонал,
регистраторы, фармацевты и др.
1
33.
Виды врачебной помощи: помощь 1
на дому, «скорая помощь»,
амбулаторный приём,
госпитализация.
34.
Сюжетно-ролевая игра:
«Амбулаторный прием».
1
35.
Экскурсия в аптеку.
1
36.
Экскурсия в аптеку.
1
37.
Гигиенические требования к
жилому помещению и меры по их
обеспечению.
1
38.
Санитарно-гигиенические
требования и правила ТБ при
работе с предметами бытовой
химии.
1
39.
Повседневная сухая и влажная
уборка помещения.
1
40.
Пылесос. Использование в уборке
пылесоса.
1
Жилище
41.
Практическая работа. Уборка
спальной комнаты с
использованием пылесоса.
1
42.
Практическая работа. Чистка
пылесоса после уборки.
1
43.
Уход за мебелью в зависимости от 1
её покрытия.
44.
Практическая работа. Уход за
мебелью в классе.
1
Торговля
45.
Специализированные
продовольственные магазины.
1
46.
Виды товаров, отделы магазина.
1
47.
Правила выбора
доброкачественных продуктов
питания.
1
48.
Практическая работа.
Определение срока годности
товара на упаковке.
1
49.
Экскурсия в продовольственный
супермаркет «Магнит».
1
50.
Экскурсия в продовольственный
супермаркет «Магнит».
1
51.
Правила безопасной работы на
кухне (режущие инструменты,
кипяток).
1
52.
Хранение продуктов питания и
готовой пищи (в холодильнике и
без него).
1
53.
Блюда из круп.
1
54.
Практическая работа.
Приготовление каши на воде.
1
55.
Картофель. Приготовление блюд
из картофеля (отварной
картофель, пюре).
1
Питание
56.
Технология приготовления
картофельного пюре.
1
57.
Пр.р. Приготовление
картофельного пюре.
1
58.
Пр.р. Приготовление
картофельного пюре.
1
59.
Чай. История чаепития в России.
1
60.
Практическая работа. Заварка чая.
1
Культура поведения
61.
Правила поведения в библиотеке.
1
62.
Ролевая игра: «Посещение
библиотеки».
1
63.
Обобщение пройденного
материала по разделу:
1
« Личная гигиена», «Питание»,
«Одежда и обувь», «Транспорт»,
«Жилище», «Культура
поведения».
64.
Контрольное тестирование по
разделу:
1
« Личная гигиена», «Питание»,
«Одежда и обувь», «Транспорт»,
«Жилище», «Культура
поведения».
65.
Экскурсия в сельскую
библиотеку.
1
66.
Экскурсия в сельскую
библиотеку.
1
Резерв
2
67-68.
Итого:
68часов
IV.3. Календарно - тематическое планирование в 7 классе
№
Тема
п/п
Кол-во
часов
Личная гигиена
1.
Особенности личной гигиены в
жизни подростка.
1
2.
Правила и приемы сохранения
чистоты и здоровья тела.
1
3.
Особенности ухода за кожей
лица, волосами.
1
4.
Пользование шампунем в
соответствии с типом волос:
жирные, сухие, нормальные.
5.
6.
Практическая работа. Подбор
мыла, шампуня для мытья кожи и
волос с учетом их состояния.
Средства борьбы с перхотью и
выпадением волос.
1
1
1
Одежда и обувь
7.
Значение продления срока
служения одежды.
1
Виды штопок, наложение заплат.
8.
Практическая работа. Ремонт
одежды: штопка и наложение
заплат.
9.
Использование бытовой техники
при стирке белья из
хлопчатобумажных тканей.
10.
11.
Практическая работа. Стирка
изделий из х/б тканей с помощью
стиральной машины.
Правила и приемы глажения
брюк, спортивной одежды.
1
1
1
Дата
1
12.
Практическая работа. Глажение
брюк.
1
13.
Прачечная. Виды услуг, правила
пользования прачечной.
1
14.
Экскурсия в школьную
прачечную.
1
Помощь родителям и
воспитателям: в уходе за
младшими детьми – одевание,
обувание, причесывание.
1
Семья
15.
16.
17.
Практическая работа. Оказание
помощи первокласснику в
одевании, обувании на прогулку.
Помощь родителям и
воспитателям: в соблюдении
чистоты и порядка в школеинтернате и дома.
1
1
18.
Практическая работа. Оказание
помощи первоклассникам в
уборке класса.
1
19.
Практическая работа.
Разучивание тихих и подвижных
игр для младших школьников.
1
20.
Практическая работа. Проведение 1
игр с младшими школьниками.
Питание
21.
Виды питания. Пищевая ценность 1
продуктов.
22.
Значение первых, вторых, третьих 1
блюд и их приготовление.
23.
Практическая работа.
Приготовление щей из свежей
капусты.
1
24.
Практическая работа.
Приготовление щей из свежей
1
капусты.
25.
Практическая работа. Чтение
рецептов приготовления киселя,
компота.
1
26.
Практическая работа.
Приготовления киселя из
замороженных ягод.
1
27.
Использование механических и
электробытовых приборов при
приготовлении пищи.
1
28.
Правила безопасной работы с
режущими инструментами,
приспособлениями,
электроприборами.
1
29.
Этикет. Сервировка стола к
обеду.
1
30.
Практическая работа. Сервировка
стола к обеду.
1
Культура поведения
31.
32.
33.
Правила приема приглашения в
гости и формы отказа.
Сюжетно-ролевая игра: « Меня
пригласили в гости».
Подготовка к поездке в гости:
внешний вид (одежда, обувь,
украшения, прическа), подарки.
1
1
1
34.
Практическая работа.
Изготовление несложных
сувениров.
1
35.
Правила вручения подарка.
1
36.
Сюжетно ролевая игра: «В
гостях…».
1
Транспорт
37.
Междугородний
железнодорожный транспорт.
1
38.
Вокзалы. Их назначение и
основные службы.
1
39.
Справочная служба вокзалов.
Расписание поездов.
1
40.
Виды пассажирских вагонов.
Формы приобретения
железнодорожных билетов.
1
41.
Виртуальная экскурсия на
железнодорожный вокзал.
1
42.
Виртуальная экскурсия на
железнодорожный вокзал.
1
Торговля
43.
Универмаги и универсамы, их
назначение.
1
44.
Отделы магазинов. Стоимость
некоторых товаров.
1
45.
Экскурсия в универсам –
самостоятельное нахождение
указанного отдела.
1
46.
Экскурсия в универсам – порядок
приобретения (выбор товара,
оплата в кассе, получение чека,
сдачи).
1
Учреждения и организации
47.
Промышленные и
сельскохозяйственные
1
предприятия данной местности,
их значение для жителей города и
села.
48.
Повторение. Культура поведения
в общественных местах.
49.
Экскурсия на Туендатскую
сувенирную мастерскую для
ознакомления с деятельностью
1
1
фабрики и основными
профессиями.
50.
Экскурсия на Туендатскую
сувенирную мастерскую для
ознакомления с деятельностью
фабрики и основными
профессиями.
1
Жилище
51.
Регулярная и сезонная уборка
жилого помещения.
1
52.
Подготовка квартиры и дома к
весне, лету.
1
53.
Уход за полом в зависимости от
покрытия (лак, мастика, масляная
краска, линолеум, ковер),
средства ухода за полом.
1
54.
Практическая работа. Мытье
полов с использованием
химических моющих средств.
1
Средства связи
55.
Почта. Виды бандеролей
(простая, заказная, ценная, с
уведомлением).
1
1
56.
Упаковка. Стоимость пересылки.
57.
Посылки. Виды упаковок.
Правила отправления. Стоимость
отправления.
1
58.
Практическая работа. Упаковка
посылки.
1
59.
Экскурсия на почту.
1
Ознакомление с приемкой
посылок.
60.
Экскурсия на почту.
Практическая работа.
Составление описи содержимого
1
посылки.
Медицинская помощь
61.
Виды доврачебной помощи:
измерение температуры,
обработка ран при микротравмах.
1
62.
Практическая работа. Измерение 1
температуры, обработка раны при
незначительном порезе.
63.
Домашняя аптечка. Состав
домашней аптечки.
1
64.
Практическая работа. Упаковка
домашней аптечки.
1
65.
Лекарственные растения в
домашней аптечке.
66.
67-68.
1
Практическая работа.
Приготовление
витаминизирующего отвара.
1
Резерв
2
Итого: 68 часов