Рабочая программа по Экологии Томской области 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ

СОГЛАСОВАНО:
Принята на заседании
педагогического совета школы
протокол № 7от 31 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Туендатской OOШ
____________/Васильева К.В./
Приказ № 51-о от 31 .08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экология Томской области»
5 класс

д. Туендат 2023

Пояснительная записка
соответствии со следующими

Программа составлена в
нормативно – правовыми
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
http://минобрнауки.рф/documents/336 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от от
31.03.2014 № 25
3.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. ФГОС.
5. Постановление Гланого государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Туендатской
ООШ
7. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
8. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов образовательного учреждения
МАОУ Туендатской ООШ.
Рабочая программа учебного курса по экологии Томской области для 5 класса
разработана на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений 6
классов УМК В.Б.Купрессова, Н.П.Литковская, Г.Р.Мударисова, М.А.Павлова.
Данная программа конкретизирует содержание курса, даёт распределение учебных часов по
разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и
предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В
программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.
При изучении экологии растительный и животный мир рассматривается в неразрывном
единстве с другими компонентами окружающей среды, что позволяет сформировать у
учащихся представление о целостности мира, раскрыть взаимосвязи и их закономерности,
существующие в природе.
Содержание курса направлено на воспитание экологической культуры: на понимание
взаимосвязей в природе, места и роли человека в окружающей среде, формирование у учащихся
убеждённости в необходимости охраны природы в своём крае, в стране, на всей планете.
Изучение экологии Томской области направлено на достижение следующих Целей обучения:
- расширить представления учащихся о растительном и животном мире; - показать взаимосвязи
между растениями, животными и окружающей средой;
- сформировать знания о рациональном пользовании богатствами природы;
- сформировать у учащихся представление о целостности мира, раскрыть взаимосвязи и их
закономерности, существующие в природе;
- воспитание экологической культуры, понимание места и роли человека в окружающей среде;
- формирование убежденности в необходимости охраны природы в своем крае.
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях овладение умениями
применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками,
проводить наблюдения за объектами, эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью,
культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни Задачи обучения: привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему
разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии,
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской
компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом экологического
образования через систему из 34 уроков
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения
работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты,
сравнивать их,
ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе,
умение распознавать наиболее распространённые растения и животные своей местности через
систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения
и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести
записи в тетради и делать рисунки.
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у учащихся слуховой и зрительной памяти, внимания,
мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения
ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых
наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости
любого урока для каждого ученика
Воспитания:
- способствовать экологическому воспитанию, формированию у учащихся коммуникативной и
валеологической компетентностей:
особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе,
бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и
сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения учениками основной школы программы по
экологии являются:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками основной школы программы по
экологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в
различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками основной школы программы по
экологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
описывать разнообразие
экологических факторов и сред жизни;

 объяснять основные приспособления растений к некоторым экологическим
 факторам (свету, температуре, водному режиму, почве, рельефу); называть

отличительные признаки возрастных состояний растений;
 называть основные экологические факторы в жизни растений и животных;
 объяснять влияние экологических факторов на растения и их сообщества;
 описывать и объяснять приспособление растений и животных к различ ным
экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность
растений и животных; объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в
круговороте
 веществ и непрерывности жизни; объяснять роль человека в охране растительного
животного мира, в
 сохранении биоразнообразия растений и животных; перечислять растения и
животные, охраняемые в Томской области;
 узнавать наиболее распространенные растения, входящие в природные
 сообщества Томской области; характеризовать последствия влияния человека на
растения и природные
 сообщества.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете.
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5.В эстетической
сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Выпускник научится:
описывать разнообразие экологических факторов и сред жизни;
 объяснять основные приспособления растений к некоторым экологическим
факторам (свету, температуре, водному режиму, почве, рельефу);
называть отличительные признаки возрастных состояний растений;
 называть основные экологические факторы в жизни растений и животных;
 объяснять влияние экологических факторов на растения и их сообщества;
 описывать и объяснять приспособление растений и животных к различным
экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность
растений и животных; объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в
круговороте
 веществ и непрерывности жизни; объяснять роль человека в охране растительного
животного мира, в
 сохранении биоразнообразия растений и животных; перечислять растения и
животные, охраняемые в Томской области;
 узнавать наиболее распространенные растения, входящие в природные
сообщества Томской области; характеризовать последствия влияния человека на
растения и природные сообщества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в 5 классе
1.Экология организмов (26 ч.)
Предмет и задачи экологии. Среды жизни обитания. Водная среда обитания. Наземновоздушная среда. Организм - как среда обитания. Организмы-индикаторы среды обитания.
Факторы среды и их классификация: абиотические, биотические, антропогенные.
Экологические законы. Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм т.п.
2.Человек как часть природы (5 ч.)
История освоения Томской области. Природные ресурсы. Природопользование. Охрана
биологических ресурсов. Красная книга. Загрязнение окружающей среды. Меры по охране
атмосферы, воды, почв. Экологические проблемы. Экологический мониторинг. Окружающая
среда и здоровье человека. Экологический кризис и пути выхода их него.
3. Охрана биологических ресурсов (3 ч.)

Охрана биологических ресурсов. История создания Красной книги. Красная книга Томской
области.

Календарно-тематическое планирование
Тема № урока
по
порядку

Эколог
1.
ия
органи 2.
змов

3,4

Тема урока

Кол-во часов

Введение. Что изучает экология

1

Факторы среды.

1

Абиотические факторы и адаптация к ним

2

организмов
5.

Адаптация организмов к абиотическим факторам

1

6.

Абиотический фактор - температура.

1

7.

Группы растений и животных по отношению к

1

температуре.
8.

Влияния влажности на растительный и животный
мир.

9.

1

Свет. Биологические ритмы.
1

10.

Обобщающее повторение

1

11.

Контрольно – обобщающий урок по теме: «

1

Абиотические факторы»
12.

Что такое среда жизни. Закон единства организмов

1

и среды.
13.

Общая характеристика водной среды обитания.

1

14.

Общая характеристика водной среды обитания.

1

15.

Наземно – воздушная среда. Ее особенности.

1

16.

Наземно – воздушная среда. Ее особенности.

1

17.

Осадки, их значение для обитателей наземно –

1

воздушной среды.
18.

Почвенная среда обитания. Гумус. Типы почв

1

Томской области.
19.
20.

Среда обитания – организм.
Биоиндикация.

1
1

Контрольно – обобщающий урок по теме: «Основные
среды обитания»
21

1

22.
23.

Биотические факторы. Симбиоз.
1
Мутуализм и комменсализм – формы взаимоотношений
организмов.
1

24.

Паразитизм – как форма биотического фактора.

1

25.

Хищничество.

1

Конкуренция и нейтрализм.
26.
27.

28.

Человек
как
часть
29.
природ
ы

1
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биотические
факторы»

1

История освоения человеком территории Томской
области.

1

Природные ресурсы Томской области и их
классификация.

1

30.

Основные виды природопользования.

1

31.

Ресурсы Томской области.

1

Минеральные ресурсы.
32.

Водные ресурсы – природное богатство Томской

1

области.

33.

Охрана биологических ресурсов. История создания

1

Красной книги.
34.

Итоговый тест за курс 5 класса

1

Перечень учебно-методической литературы:
УМК:
1. В.Б. Купрессова, Н.П. Литковская, Г.Р. Мударисова, М.А. Павлова «Экология
Томской области», Томск Издательство «Печатная Мануфактура», 2012г.
2. Н.Е. Евсеева, Л.Н. Окишева «География Томской области» Издательство Томского
университета
3. Методическое пособие уроков экологии 5-9 классы.
4. Н.Ф. Руймерс Природоиспользование: словарь-справочник, М., Мысль, 1990г.
Интернетресурсы:

1.
2.
3.
4.

http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по
экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем,
образованию для устойчивого развития).
5. http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
6. http://shcol778.narod.ru/(На сайте московской школы N 778 представлены
дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.
"Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
7. http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html(Ресурссодержит
систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического
образования Ярославской области: информационные страницы, научнопедагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
8. http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического
образования и концепции "устойчивого развития" в России).
9. http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых;
содержит исследования экологии Красноярского края).
10. http://www.biodat.ru/ 9BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ
""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере
охраны живой природы России).
11. http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие
экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
12. ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране
окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство,
база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
Ресурсное обеспечение:
1.
2.
3.

Компьютер, проектор.
Мультимедийые диски
Видеофильмы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».