Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Первомайского района Томской области
УТВЕРЖДАЮ:
Приказом директора
МАОУ Туендатской ООШ
№ 51-о от 31.08.2023
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАОУ Туендатской ООШ
(протокол от 31.08.2023 №7)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
для учащихся с задержкой психического развития
МАОУ Туендатская ООШ
д.Туендат, 2023 г.
1
№
п/п
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3
1
Адаптированная основная образовательная программа
образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
4
2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
8
2.1
Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей урочной и внеурочной 10
деятельности
2.2
10
2.2
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
задержкой психического развития
Программа коррекционной работы
III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
16
2
начального
общего 4
11
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - АОП НОО) конкретизирует требования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
- ОВЗ) и разработана на основе ФАОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1023 от
24.11.2022 г.
АОП НОО имеет вариант:
АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
(далее - АООП НОО ЗПР) разработана на основании Федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденной Министерством Просвещения Российской Федерации, приказ от 24 ноября
2022 г. N 1023. Она предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по
созданию условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП НОО)
и отражает требования федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ) предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию условий для организации учебно-воспитательного
процесса обучающихся с ЗПР. Она разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и данной
ФАОП НОО.
2Адаптированная основная образовательная программа является учебно-методической документацией
(учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план
воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования обучающихся с ЗПР, получающих начальное общее образование,
планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом особенностей
психофизического развития данной группы обучающихся.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать
следующие варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР:
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с
ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей
разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от
выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания
специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО
обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по
результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
3
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
АООП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования; систему
оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования.
Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР
и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов:
федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
программу формирования УУД;
программу коррекционной работы; программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизмы реализации компонентов ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Организационный раздел
включает:
учебные планы начального общего образования обучающихся с ЗПР;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с зпр (вариант 7.2)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
АООП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как
общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР,
получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и
вида организации.
АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания
специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО
обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по
результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
4
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния
здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды поселка.
Вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки получения
начального общего образования составляют 5 лет.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
5
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
групп обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении
и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты
Все наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые результаты
обучения) подчиняется современным целям начального образования, которые представлены во ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру,
другим людям, а также к самому себе как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание ее
социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных
предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения АООП НОО
6
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка
результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Оценка результатов
освоения обучающимися АОП НОО (вариант 7.1) ЗПР (кроме программы коррекционной работы)
осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, ее
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися
АООП НОО.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют
основу этих результатов. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе
проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная
организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в
овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД. Уровень сформированности
УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть
качественно оценен и измерен в следующих основных формах:
достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа
(или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов;
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой предметной
области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Оценку этой группы результатов начинается со 2-го класса, то есть в тот период, когда у обучающихся
уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама
учебная деятельность будет привычной для обучающихся и они смогут ее организовывать под
руководством учителя.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна
проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод об
успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании
положительной индивидуальной динамики.
7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей (вариант 7.2) соответствуют требованиям ФАОП НОО обучающихся с ЗПР
2.1. Программа формирования УУД (вариант 7.2)
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода и
призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования
обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития УУД,
лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения обучающимися с ЗПР знаний,
умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные отсоответствующих видов
целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с
практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков
определяется освоением УУД.
Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
адекватного использования компенсаторных
способов для решения различных
коммуникативных задач;
опоры на опыт взаимодействия со сверстниками;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления
следовать им;
ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины,
совести) как регуляторов морального поведения;
личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности;
внутренней позиции к самостоятельности и активности;
развития эстетических чувств;
развитие умения учиться на основе:
развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
8
формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к
окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности
проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других
людей.
Функциями УУД выступают:
обеспечение обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного
усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством
формирования УУД;
обеспечение преемственности образовательного процесса.
Программа формирования УУД направлена на формирование у обучающихся личностных
результатов, а также регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Личностные результаты включают:
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе,
ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
"хорошего ученика";
мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на понимание
оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей);
способность к оценке своей учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
установку на здоровый образ жизни и ее реализацию в реальном поведении и поступках;
ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных
видах деятельности;
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
9
овладение доступными видами искусства.
Регулятивные УУД представлены следующими умениями:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других
обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей;
адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов
деятельности;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок,
использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной
деятельности;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Познавательные УУД представлены следующими умениями:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения
задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию),
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль
зрения;
владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД представлены следующими умениями:
10
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для
решения различных коммуникативных задач;
использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких предметах,
как "Русский язык", "Литературное чтение", "Английский язык", "Математика", "Окружающий мир
(человек, природа, общество)", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Технология (труд)",
"Физическая культура" и на коррекционных курсах. Каждый учебный предмет раскрывает
определенные возможности для формирования УУД.
2.2. Программа коррекционной работы
Цель программы
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексной помощи
обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ЗПР и их социальная адаптация.
Направления работы:
Диагностическая
работа,
коррекционно-развивающая
информационно-просветительская работа.
работа,
консультативная
работа,
Содержание направлений работы
Диагностическая работа
№
Направления работы
1
Диагностика отклонений в развитии и
анализ причин трудностей адаптации;
обследование устной и письменной
речи.
Комплексный сбор сведений о ребѐнке
на основании диагностической информации
от специалистов разного профиля
Определение уровня актуального и
зоны ближайшего развития обучающегося с
ЗПР, выявление его резервных
возможностей
2
3
4
5
Специалисты, ответственные за
реализацию направления
педагог-психолог,
классный руководитель (логопед)
педагог-психолог, классный
руководитель (логопед),
медицинские работники
педагог-психолог,
классный руководитель (логопед)
Наблюдение за развитием эмоциоальноволевой сферы и личностных
особенностей обучающихся
Изучение социальной ситуации развития и
педагог-психолог,
классный руководитель
зам. директора по УВР,
11
Сроки
сентябрь
сентябрь - май
конец каждой
четверти
(октябрь,
декабрь, март,
май)
сентябрь-май
сентябрь - май
6
7
8
условий семейного воспитания
ребѐнка
Изучение адаптивных возможностей и
уровня социализации ребѐнка с ЗПР
Системный разносторонний контроль
за уровнем и динамикой развития ребѐнка
Анализ успешности коррекционноразвивающей работы
классный руководитель
педагог-психолог,
классный руководитель
педагог-психолог,
классный руководитель (логопед),
ПМПк
зам. директора по УВР,
классный руководитель (логопед),
педагог-психолог
I полугодие
сентябрь-май
конец каждой
четверти
(октябрь,
декабрь, март,
май)
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающие занятия:
1. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, по формированию звуковой и смысловой
стороны речи и занятиями коррекционной направленности. Цель индивидуальных и групповых
логопедических занятий - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на
уроках лингвистического и общеобразовательного курсов.
2. Индивидуальные и групповые логопедические занятия, направленные на развитие мелкой
моторики, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения.
Консультативная работа
Направления
Выработка рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся с ЗПР
Консультирование специалистами педагогов
по выбору индивидуально ориентированных
методов и приѐмов работы с обучающимся с
ЗПР
Консультативная помощь семье в вопросах
выбора стратегии воспитания и приѐмов
коррекционного обучения ребѐнка с ЗПР.
Кем и как осуществляется
ПМПк, классный руководитель.
Консультирование родителей по вопросам
развития и обучения детей с ЗПР.
Заместитель директора, медицинские работники
ОУ, педагог-психолог.
Педагогические советы.
Заместителл директора по УВР, психолог,
классный руководитель
Информационно-просветительская работа: проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья.
План
реализации
индивидуально
ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
Направление
Срок
Результат
12
Информационно
аналитическая
деятельность
Организационно
исполнительская
деятельность
Контрольно –
диагностическая
деятельность
Регулятивно
корректировочная
деятельность
оценка контингента обучающихся для учета
особенностей их развития, определения специфики их
особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия
требованиям программно – методического
обеспечения, материально – технической и кадровой
базы
– Весь год
специально
организованный
образовательный
процесс, имеющий коррекционно – развивающую
направленность;
планирование,
организация
и
проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционно
–
развивающих занятий детей с ЗПР
Апрель - май
констатация соответствия созданных условий и
выбранных коррекционно – развивающих программ
особым образовательным потребностям ребенка сЗПР.
– сентябрь
октябрь
– май – июнь
-
внесение
необходимых
изменений
в
образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ЗПР;
корректировка условий и форм обучения, методов и
приемов работы.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает:
диагностику логопедическую, психологическую, педагогическую, социальную,
медицинскую;
создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности,
успешности обучения;
конкретную психологическую, педагогическую и логопедическую помощь ребенку
социальное обследование: сбор и обработка информации о семье и жилищных условиях
обучающихся;
медицинское обследование.
Благоприятные социально-педагогических условия:
- обучение в первую смену;
- пятидневная рабочая неделя;
- горячее питание, обеспечение учебниками;
- просторный кабинет с игровой зоной;
- соблюдение режимных моментов (прогулка, динамические паузы).
Логопедическое
Цель логопедического сопровождения: выявление и преодоление нарушений в развитии устной и
письменной речи.
Перечень
мероприятий
Диагностическое
обследование
Содержание
Изучение актуального уровня речевого развития по
Фотековой Т.А.
Экспресс-диагностика.
13
План
реализации
Сентябрь.
Май.
В течение года.
Консультации для
родителей и учителей.
Развитие всех сторон речи:
- устранение дефектов звукопроизношения
(воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слого вой структуры);
- развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания
фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные
умственные действия по дифференциации фонем и
установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение
лексического словаря учащихся с ОНР;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания.
- развитие коммуникативности, успешности в
общении.
Как помочь ребенку дома, на уроке.
Подготовка документации для прохождения ПМПК.
Консультации для
родителей
Ознакомление с результатами диагностики.
Взаимодействие школы и семьи.
В течение года.
Логопедические
занятия.
По запросу в
течение года.
Психологическое:
Цель психологического сопровождения (коррекционную работу проводит педагог-психолог):
осуществлять коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка.
Перечень
мероприятий
Внеклассные
занятия,
ролевые и
дискуссионные
игры
Беседа с
родителями
Внеклассные
занятия,
эмоциональносимволические и
когнитивные
методы.
Диагностика.
Беседы с
классным
руководителем
и родителями.
Содержание
План реализации
Формирование у ребенка адекватной уста новки
в отношении учебного процесса
Первая четверть
Предоставление результатов диагностики
эмоционального состояния ребенка и отношения
к школе.
Развитие социальных и коммуникативных
умений.
Первая четверть
Познавательные и регулятивные УУД. Система
представлений, уровень развития саморегуляции,
уровень сформированности совместных действий.
Третья четверть.
Результаты диагностики УУД.
14
Вторая четверть.
Четвертая
четверть.
Третья четверть и
четвертая
четверть.
Педагогическое:
Цель педагогического сопровождения: обучить навыкам выполнения учебных заданий, получения
знаний, организации времени, социальной адаптации (классный руководитель).
Перечень мероприятий
Содержание
Диагностическая
деятельность
Изучение готовности ребенка к школе
Педагогическая
деятельность
Внеурочная деятельность
Проверка уровня сформированности
УУД Наблюдение за обучающимися и
их семьями
Уроки, классные часы
Внеклассные мероприятия, проекты
План реализации
1 класс –
сен тябрь
Апрель
В течение года
В течение года
В течение года
Медицинское:
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения (осуществляет медицинский работник):
формировать привычки здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика
соматических заболеваний, сотрудничество с родителями в вопросах медицинского
сопровождения (классный руководитель).
Перечень мероприятий
Организационные
мероприя тия
Содержание
Антропометрические
исследование
(измерение веса, роста, остроты
зрения, обследование кожи и на
педикулез).
План реализации
Сентябрь
Проверка листов здоровья.
Рассаживание обучающихся.
Контроль физической нагрузки
на уроках физкультуры
Начало года
Раз в полугодие
Раз в четверть
В течение года
Социальное:
Цель социально-правового сопровождения (осуществляет педагог-организатор, классный
руководитель): знакомить обучающихся с правами и основными свободами человека, развивать у
обучающихся навыки социальной компетенции и правового поведения.
Перечень мероприятий
Социальный паспорт
Включение родителей в
воспитательный процесс
Социально-педагогическая
диагностика
анкетирование,
тестирование, наблюдение,
анализ документов
Пропаганда здорового
образажизни в семье как
необходимого условия
успешной соци ализации
(беседы с родителями)
Содержание
изучение семьи.
Организация
общешкольных
мероприятий с
привлечением родителей.
Своевременное оказание
социальной помощи.
Выработка способности у
обучающихся к
самостоятельной
организации здорового
образа жизни, развитие
нравственных, духовных,
физических навыков.
15
План реализации
Сентябрь-октябрь
по мере необходимости
В течение года по мере
необходимости.
В течение учебного года.
Мониторинг динамики развития обучающихся и корректировка коррекционных
мероприятий
Работа
психолого-медико-педагогический
консилиума
относится
к
системе
психологического мониторинга. Он позволяет интегрировать психологические, педагогические и
медицинские подходы к построению индивидуализированного обучения с учетом реальных
учебных возможностей каждого ученика. ПМПк принимает решение о построении системы
коррекционных мероприятий.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными
коррекционными курсами:
"Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и
психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные
и (или) индивидуальные занятия). Программы курсов соответствуют ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие
психокоррекционные)". Логопедические занятия
занятия
(логопедические
и
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие
психокоррекционные)". Психокоррекционные занятия
занятия
(логопедические
и
Коррекционный курс "Ритмика"
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Учебный план
Учебный план уровня начального общего образования для детей с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
Пояснительная записка к учебному плану 1,3,4 класса на 2023-2024 учебный год
Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N
1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учебный план (ФАОП и ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.2) Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений распределена на предмет «Русский язык», «Математика и
конструирование» по 1 часу.
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
1 (1)
1 доп.(1)
3(2)
4(1)
Русский язык
5
5
4
4
Литературное чтение
4
4
4
3
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
-
-
1
1
Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
Основы религиозных культур и
светской этики
Основы религиозных культур
и светской этики
-
-
-
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
Русский язык и литературное чтение
16
Изобразительное искусство
1
1
1
1
Технология
Технология
1
1
1
1
Физическая культура
Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)
3
3
3
3
21
21
21
21
-
-
2
2
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык и литературное
чтение
Русский язык
1
1
Математика и информатика
Математика и конструирование
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
21
21
23
23
Внеурочная
область):
3
3
3
3
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую
Коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
Ритмика
1
1
1
1
Коррекционно-развивающие занятия
6
6
6
6
Логопедические занятия
1
1
1
1
Психокоррекционный занятия:
5
5
5
5
Развитие познавательной сферы
2
2
2
2
Развитие эмоционально-личностной сферы
1
1
1
1
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
1
1
1
1
Развитие навыков социального поведения
1
1
1
1
31
31
33
33
Всего
Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы
соответствуют данным разделам ФОП НОО.
17
18