Рабочая программа по географии 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол №7 от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Васильева К.В.
№51-О от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
География. 6 класс
(для обучающихся ОВЗ УО/в.1/)
68 часов
на 2023-2024 учебный год

д. Туендат 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования:
базовый уровень ( 2004 год) и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух
сборниках, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М. и учебника «География России» под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н.
Соломиной в 6 классе М.: Просвещение,2014)
Адаптированной образовательной программы МАОУ Туендатской основной общеобразовательной школы Первомайского района Томской
области на 2023 – 2024 учебный год.
Данная программа даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа по географии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности
познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, интернациональное, эстетическое, экологическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий
достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
В соответствии с:
Учебным планом МАОУ Туендатской ООШ на 2023-2024 учебный год;
Уставом МАОУ Туендатской ООШ.
Согласно учебному плану МАОУ Туендатской ООШ в 6 классе курс рассчитан на - 68 ч (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Адаптированная образовательная программа основного общего образования (далее - АОП ООО) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это образовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Цель:
всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
расширить кругозор об окружающем мире.
Основные задачи современного школьного курса географии, входящего в предметную область «Естествознание»; дать
элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила
поведения в природе.
Общая характеристика предмета

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс
географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной
деятельностью, черчением, СБО и другими, предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи, программа и методика преподавания географии предусматривает повторяемость
материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более
прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с ОВЗ.
В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы
основные требования к знаниям и умениям школьников.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с
физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел
предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности
и водоёмах своей местности. Введены темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение
космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических
знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.
География как учебный имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции
познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости.
Работа с планом и географической картой, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает
им правильно употреблять новые слова в связной речи.
География даёт
воспитания учащихся.

благодатный

материал для

патриотического,

интернационального,

эстетического

и

экологического

Результаты освоения учебного предмета
Освоение АОП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:
личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
— введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо - культурным опытом.
Личностные результаты
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной
учителем;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной
основе, глобус, настенная карта, компас, и др.);
- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
- развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
- развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;
- воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок
(цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
- воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск
искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты).
- воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов
и т.п. явлений природы);
- учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам,
компасу);
- при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
- учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
- названия основных сторон горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- названия водоемов;

- основные правила безопасного поведения в природе;
- условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;
- названия материков и океанов;
- значение Солнца для жизни на Земле;
- название нашей страны, ее столицы;
- название родного края, города, поселка.
Учащиеся должны уметь:
- делать простые схематические зарисовки;
- составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем предложений;
- показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
- что изучает география;
- горизонт, линию и стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- виды водоемов, их различия;
- меры по охране воды от загрязнения;
- отличие плана от рисунка и географической карты;
- основные направления на плане, географической карте;
- условные цвета и основные знаки географической карты;
- распределение суши и воды на Земле;
- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
- значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
- названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
- ориентироваться на географической карте и глобусе;
- читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте.

Содержание изучаемого предмета
Введение
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Компоненты погоды: осадки, ветер,
облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование.
Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса (ИЗО)
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и
компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии)
План и карта
Рисунок и план предмета. Расстояния и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности
человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).Физическая карта России. Значение
географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).Различие цвета и
оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Определение направлений на местности, плане и карте. Обозначение направления на плане и контурной карте. Измерение
расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов,

класса). Зарисовка условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным
знакам (школьного участка, местности).
Формы поверхности Земли
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги. Горы. Землетрясения и извержения
вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение
рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей
местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание). Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная
деятельность).
Практические работы
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в
воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки,
различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов.
Земной шар
Земля, Солнце, Луна. Планеты. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная
ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте. Материки на
глобусе и карте. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности. Климат, отличие от погоды.

Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Причины
смены дня и ночи, времен года (природоведение). Эпоха географических открытий (история). Рисунок земного шара и глобуса
(изобразительная деятельность).
Практические работы
Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных
путешествий. Вычерчивание в тетради схемы поясов освещенности на земном шаре. Знакомство с последними публикациями об
освоении космоса в периодической печати.
Карта России
Положение России на глобусе, карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные и морские границы. Океаны и
моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова
России. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы,
ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение). Вода, полезные ископаемые
(естествознание). Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на
контурную карту России

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Тема раздела

Электронные
(цифровые)
Контрол Практи образовательные
ь-ные
ческие ресурсы
работы работы

1.

Введение

4

1

2.

Ориентирование на местности

5

3

3.

Формы поверхности Земли

4

3

4.

Вода на Земле

10

1

5.

План и карта

9

1

6.

Земной шар

14

7.

Карта России

22

1

27

Итого:

68

3

4

Кол-во часов
Всего

3

3

Поурочно-тематическое планирование
6 класс
№/№

Тема

Колво
часо
в

1

География - наука о
природе Земли, населении
и его хозяйственной
деятельности.

1

Наблюдения за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
Компоненты погоды:
осадки, ветер, облачность,
температура.
Признаки времен года.
Явления природы. Меры
предосторожности.

1

2

3

1

Характеристика
учебной деятельности
обучающихся

Словарная работа

Введение – 4 часа
География,
Понимание
Колумаб,
учащимися, что
Магеллан,
изучает география,
почему необходимо ее Аристотель,
Беллинзгаузен,
изучать.
Знать, как влияет
высота Солнца на
погоду, причины
возникновения
различных явлений
природы.
Понимать причины
возникновения
различных явлений
природы.

Практическая работа,
экскурсия

Коррекционная работа

Х. Обозначение на к/к Коррекция и развитие
Ф. маршрутов Х.Колумба, зрительного и слухового

Ф.

Магеллана,

Ф. восприятия.
и М. Коррекция
Лазарева.
пространственной
Эратосфен.
ориентировки.
Погода,
ветер,
Активизация мыслительных
метеостанция,
процессов: анализ, синтез.
метеорологи,
Коррекция мыслительных
метеорологические
процессов: обобщения и
центры,
ветер,
исключения.
шторм, ураган.
Коррекция и развитие
Практическая работа точности и осмысленности
№ 1
организация восприятия.
наблюдений
за Коррекция процесса
природой
запоминания и
(фенологические
воспроизведения учебного
наблюдения) или за материала.
погодой
Коррекция связной устной
(метеорологические
речи при составлении
наблюдения).
устных рассказов.
Коррекция и развитие
наглядно-образного
мышления
Ф. Беллинзгаузена

4

Географические сведения
о своей местности и труде
населения. Экскурсия для
выяснения запаса
Элементарных
географических
представлений, проверки
умений и навыков,
полученных в 1-5 кл.

1

5

Горизонт. Линия
горизонта.

1

6

Стороны горизонта

1

7

Компас и правила
пользования им.

1

Географическое
положение.

Экскурсия
№
1
«Географические
сведения
о
нашем
городе».

Ориентирование на местности – 5 часов
Знать сущность
Горизонт,
Индивидуальная работа
понятия «горизонт»,
небосвод, линия по карточкам.
уметь чертить
горизонта.
рисунок. Зарисовка
линии горизонта.
Знать и уметь
Восток,
запад, Практическая работа
определять стороны
север,
юг, № 2
горизонта. Зарисовка
ориентирование.
Зарисовка
линии,
сторон горизонта.
сторон горизонта.
Уметь определять
стороны горизонта по
компасу. Зарисовка
компаса.

Компас.

Практическая работа
№3
Схематическая
зарисовка компаса.
Упражнения
в
определении
сторон
горизонта по Солнцу и
компасу.

Коррекция внимания (объем
и переключение).
Коррекция
пространственного
восприятия (ориентирование
на плане).
Коррекция и развитие
наглядно-образного
мышления.
Коррекция мыслительных
процессов: обобщения и

Коррекция внимания (объем
и переключение).
Коррекция
пространственного
восприятия (ориентирование
на плане).
Развитие и коррекция
грамматического строя речи,
расширение и обогащение
словаря.
Коррекция и развитие
наглядно-образного
мышления.
Коррекция мыслительных
процессов: обобщения и
исключения.
Коррекция и развитие
точности и осмысленности

восприятия.
Ориентирование.
Определение основных
направлений по Солнцу,
компасу, местным
признакам и природным
объектам.
Экскурсия для
закрепления понятий о
горизонте и основных
направлениях

1

10

Экскурсия для
ознакомления с формами
рельефа своей местности

1

11

Рельеф местности, его
основные формы.
Равнины (плоские и
холмистые), холмы.

1

12

Овраги, их образование.

1

13

Горы. Понятие о

1

8

9

1

Уметь
Созвездие,
Практическая работа
ориентироваться по
Большая и Малая № 4
Солнцу. Упражнения
Медведицы,
Ориентирование
по
в определении сторон Полярная звезда, сторонам
горизонта.
горизонта по солнцу и азимут.
Работа с компасом.
компасу
Упражнения в
Экскурсия № 2 для
определении сторон
закрепления понятий о
горизонта по местным
горизонте и основных
признакам
направлениях.
Формы поверхности Земли – 4 часа
Рельеф.
Экскурсия № 3 для
ознакомления
с
формами рельефа своей
местности
Уметь работать с
Равнина,
Практическая работа
картой, знать виды
подошва, холм, № 5 Моделирование из
равнин.
вершина,
пластилина равнины,
низменность,
холма.
возвышенность,
Показ на физической
плоскогорья.
карте России форм
поверхности (не давая
точных
названий
равнин, гор, и.т.п.)
Овраг,
склон, Практическая работа
устье.
№ 6 Моделирование из
пластилина
оврага,
зарисовка
строения
оврага.
Показ на физической
карте России форм
Знать, что такое
поверхности (не давая
овраги, причины их
точных
названий
образования.
равнин, гор, и.т.п.)
Знать, что такое горы, Горы,
Практическая работа

Коррекция познавательной
деятельности обучающихся.
Развитие наблюдательности,
умения сравнивать
предметы, объекты по
данному учителем плану.
Коррекция и развитие
способности понимать
главное в воспринимаемом
учебном материале.
Коррекция
пространственной
ориентировки.
Развитие умения соотносить
и находить объекты
физической и контурной
карты.
Коррекция восприятия
времени.

землетрясениях и
извержениях вулканов.

причины их
горные
хребты,
образования. Знать,
горные долины,
что такое
землетрясения,
землетрясения,
извержения
извержения вулканов, вулканов, магма,
причины их
кратер,
лава,
образования, уметь
жерло,
отличать одно
вулканологи,
природное явление от альпинизм.
другого.
Вода на Земле – 10 часов
Знать
1 процентное
Море, океан
1 соотношение воды к
суше, значение воды
для всего живого.

№ 7 Нанесение на к/к
гор, равнин, вулканов.
Показ на физической
карте России форм
поверхности (не давая
точных
названий
равнин, гор, и.т.п.)

14

Значение воды для жизни
на Земле. Круговорот
воды в природе.

15

Родник, его образование

Знать
1 причины
1 возникновения
родника.

Родник, исток.

16

Колодец. Водопровод

Колодец,
водопровод.

Зарисовка
схемы Развитие мыслительных
«Строение колодца и процессов анализа, синтеза.
водопровода»

17

Река, ее части. Горные и
равнинные реки

Знать
1 устройство
1 колодца и
водопровода.
Зарисовки схем
колодца.
Знать
1 название частей
1 реки, уметь показать
на схеме, знать
характеристики рек.
Зарисовки схем реки.

Река, устье, исток,
приток,
русло,
ледник,
половодье,
водопады,
ущелье.

18

Как люди используют

Практическая работа
№ 9. Нанесение на к/к
крупных рек и
притоков Европы и
Азии.
Показ на физической
карте России рек.
Индивидуальная работа

Знать
1 правила

Орошения,

Практическая работа
№ 8 Проведение
опытов: Вода:
растворитель.
Зарисовка
схемы
«Круговорот воды в
природе».
Зарисовка
схемы Коррекция
«Образование
пространственного
подземных вод».
восприятия, восприятия
физической карты.

Развитие умения отвечать
полными, развернутыми
высказываниями на вопросы
учителя.

Развитие умения

реки
19

Озера, водохранилища,
пруды. Разведение рыб,
птиц

20

Болота, их осушение

21

Океаны и моря. Явления
природы: ураганы,
штормы

22

Острова и полуострова

23

Водоемы в нашей
местности. Охрана воды
от загрязнения

24

Рисунок и план предмета.

1 рационального
использования воды.
Знать
1 определение
1 «озеро», уметь
находить их на карте,
знать характеристику
озер. Зарисовки схем
озера.
Знать
1 определение
1 «болото», уметь
находить их на карте,
знать характеристику
болот.
Знать
1 определение
1 «море, океан», уметь
находить их на карте,
знать характеристику
морей и океанов.

каналы.

по карточкам.

устанавливать причинноследственные зависимости.
Озеро,
сточное, Практическая работа Коррекция мыслительных
пруды,
процессов обобщения
№ 10
бессточное.
Моделирование
из изучаемого материала.
пластилина озера, реки,
пруда.
Болото.

Работа
тетради

Океан,
окраинные,
внутренние,
цунами.

Работа
в
рабочей
тетради
Показ на физической
карте мира: океаны,
крупные моря

Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.

Работа
в
рабочей
тетради
Показ на физической
карте мира крупных
островов
и
полуостровов

Развитие умения отвечать
полными, развернутыми
высказываниями на вопросы
учителя.
Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.

Тестовая работа.

Коррекция мыслительных
процессов обобщения
изучаемого материала.

Работа в рабочей
тетради

Коррекция и развития
устойчивости внимания и
умения осуществлять его
переключение.

Знать
1 определение
Залив,
1 «остров, полуостров», полуостров,
уметь находить их на остров,
залив,
карте, знать
пролив, материк.
характеристику
островов,
полуостровов.
Зарисовки схем
острова, полуострова
Знать
1 водоемы нашей Лиман, тарань,
1 местности и их
город-курорт
названия
План и карта – 9 часов
Знать
1 определение
Аэрофотосьемка
1 «план, карта», уметь
чертить рисунок и
план предмета.

в

рабочей Коррекция устойчивости
внимания.

25

Масштаб. Измерение
расстояний и их
изображение на плане по
масштабу. Использование
плана в практической
деятельности человека.

26

План класса.

27

План школьного участка

28

Условные знаки плана
местности

29

План и географическая
карта. Основные
направления на карте.
Масштаб карты

Знать
1 определение
1 «план, масштаб»,
уметь применять
знание на практике.
Измерении
расстояний на
местности и
изображение их на
плане в масштабе.
Уметь
1 начертить план
1 класса, используя
теоретические знания.
Уметь
1 начертить план
1 школьного участка,
используя
теоретические знания.
Знать
1 условные знаки
1 плана местности,
написать графический
диктант.
Знать
1 определение
1 «план, географическая
карта», уметь
отличать план от
карты, уметь работать
с планом и картой в
отдельности.

30

31

Условные цвета
физической карты
Условные знаки
физической карты
(границы, города, моря,
реки, каналы

Знать
1 условные цвета
1 карты
Знать
1 условные знаки,
1 написать графический
диктант без ошибок.

Длина, ширина,
масштаб,
расстояние
уменьшены,
увеличены,
сантиметр, метр

Работа в рабочей
тетради

Коррекция и развитие
наглядно-образного
мышления.

Длина, ширина,
масштаб

Работа в рабочей
тетради

Развитие пространственного
восприятия.

Масштаб, план,
инженер,
архитектор

Работа в рабочей
тетради

Развитие пространственного
восприятия.

Местность,
условные знаки,
картографы

Работа в рабочей
тетради

Географическая
карта, масштаб,
план

Работа в рабочей
тетради

Развитие наблюдательности,
умения сравнивать
предметы, объекты по
данному учителем плану.
Развитие слуховой,
зрительной памяти, умения
использовать приемы
запоминания и
припоминания.

Условный цвет,
физическая карта

Работа в рабочей
тетради

Условные знаки,
шашки

Работа в рабочей
тетради

Развитие наблюдательности,
умения сравнивать
предметы, объекты по
данному учителем плану.
Развитие наблюдательности,
умения сравнивать
предметы, объекты по

32

33

34

Физическая карта России.
Значение географической
карты в жизни и
деятельности людей
Краткие сведения о Земле,
Солнце, Луне

1

1

Планеты.
1

35

36

Земля — планета.
Доказательство
шарообразности Земли.
Освоение космоса

Глобус — модель Земного
шара. Земная ось, экватор,
полюса. Особенности
изображения суши и воды
на глобусе

1

1

Знать
1 значение
Физическая карта,
физической карты в
карта, карта
жизни человека, уметь природной зоны
работать с картой.
Земной шар – 14 часов
Знать,
1 что такое
Космос,
космос, вокруг какой
атмосфера,
звезды вращается
Солнечная
наша планета, что
система,
такое Солнечная
астрономия,
система, чем
Вселенная,
отличается Земля от
планеты
других планет
Солнечной системы.
1
Меркурий,
Венера, Земля,
Марс, Юпитер,
Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон,
астероиды
Знать,
1 как менялись
Советский Союз,
представления о
Юрий Алексеевич
размере и форме
Гагарин
Луны, приводить
доказательства
шарообразности
Земли, знать первых
космонавтов.
Знать,
1 что такое
Глобус, земная
глобус, какое
ось, полюс,
строение он имеет.
полушарие,
Какими условными
экватор
цветами на глобусе
обозначены равнины,

Работа в рабочей
тетради

данному учителем плану.
Развитие способности
обобщать и делать выводы.

Работа в рабочей
тетради

Коррекция внимания (объем
и переключение).

Работа в рабочей
тетради

Коррекция
пространственного
восприятия (расположение
предметов, объектов на
карте).

Работа в рабочей
тетради

Коррекция процессов
запоминания и
воспроизведения учебной
информации.

Работа в рабочей
тетради

Развитие и коррекция
грамматического строя речи,
расширение и обогащение
словаря.

37

38

39

40

Физическая карта
полушарий

Распределение воды и
суши на Земле

Океаны на глобусе и карте
полушарий

Материки на глобусе и
карте полушарий.
Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная Америка,

1

1

1

1

возвышенности, горы.
Знать,
1 как называется
карта, где Земля
изображена в виде
двух окружностей,
для чего картографы
разделили глобус
пополам. Уметь
показать на глобусе и
карте линию экватора.
Уметь
1 определить в
каком полушарии
больше воды и суши,
чем отличается
материк от части
света, уметь показать
на карте полушарий
океаны и моря.
Знать,
1 какие океаны
составляют мировой
океан, какое
хозяйственное
значение имеет
мировой океан,
почему Северный
Ледовитый океан
получил такое
название. Уметь
подписать названия
океанов на контурной
карте.
Знать
1 названия
материка, на котором
мы живем, на какие
две части разделен
материк Евразия.

Глобус, земная
ось, полюс,
полушарие,
экватор

Работа в рабочей
тетради

Коррекция внимания (объем
и переключение).

Показ на физической
карте мира и
полушарий линию
экватора

Развитие способности
обобщать и делать выводы.

Материк (суша),
остров

Работа в рабочей
тетради

Развитие умения
устанавливать причинноследственные зависимости.

Единый Мировой
океан, Тихий,
Атлантический,
Индийский, СЛО,
мореплаватель
Магеллан

Практическая работа
№ 11 Нанесение на к/к
океанов

Коррекция
пространственного
восприятия (расположение
предметов, объектов на
карте).

Материки:
Евразия, Африка,
С.Ю Америки,
Антарктида,
Австралия, Части

Практическая работа
№ 12 Нанесение на к/к
материков
Показ материков на
физической карте мира

Коррекция
пространственного
восприятия (расположение
предметов, объектов на
карте).

41

Австралия, Антарктида
Первые кругосветные
путешествия

42

Значение Солнца для
жизни на Земле. Различие
в освещении и нагревании
солнцем земной
поверхности (отвесные,
наклонные и скользящие
солнечные лучи).

43

Понятие о климате, его
отличие от погоды.
Основные типы климата

Знать,
1 как
1 происходило первое
путешествие, сколько
лет длилось это
плавание. Каково
значение первого
кругосветного
плавания, кто
руководил первой
русской экспедицией,
как назывались
корабли первых
русских
путешественников,
какой вклад внесли
русские моряки в
географическую
науку.
Знать,
1 как солнечные
1 лучи нагревают землю
в течение года. Как
лучи падают на Землю
в каком месяце в
северном полушарии
Солнце не
поднимается высоко
над горизонтом.
Знать,
1 чем
1 характеризуется
погода, от чего
зависит погода, что
такое климат, отчего
зависит климат.

света
Кругосветное
путешествие,
И.Ф.
Крузенштерн,
Ю.Ф. Лисянский

Работа в рабочей
тетради

Коррекция процессов
запоминания и
воспроизведения учебной
информации.

Жаркий пояс,
холодный
(полярный) пояс

Работа в рабочей
тетради

Коррекция
пространственного
восприятия (расположение
предметов, объектов на
карте).

Погода, климат:
тропический,
умеренный,
полярный,
морской,
континентальный

Работа в рабочей
тетради

Развитие умения
устанавливать причинноследственные зависимости.

44

Пояса освещенности:
жаркий, умеренные,
холодные. Изображение
их на глобусе и карте
полушарий.

45

Природа тропического
пояса

46

Природа умеренных и
полярных поясов

47

Положение России на
глобусе, карте полушарий,
физической карте.
Столица России - Москва.

Знать,
1 от чего зависит Тропический
1 разделение
пояс, умеренный
поверхности Земли на пояс, полярный
5 поясов
пояс
освещенности. Уметь
показать на карте
пояса освещенности.
Знать,
1 какие материки Красная книга,
1 и океаны
национальные
расположены в
парки
пределах
тропического пояса.
Почему в
тропическом поясе
круглый год стоит
жара,
Знать,
1 какие материки бураны
1 и океаны
расположены в
пределах умеренного
и полярного поясов.
Каковы особенности
природы умеренных
поясов. Уметь
сравнить особенности
и различия поясов.
Карта России – 22 час
Уметь
1 описать г.п. по Восточно1 плану. Знать, какой
Европейская
климат характерен
равнина
для нашей страны.
Уметь пользоваться
контурной картой.

Практическая работа
№ 13 Нанесение на к/к
Пояса освещенности:
жаркие, умеренные,
холодные

Развитие умения
устанавливать причинноследственные зависимости.

Работа в рабочей
тетради

Коррекция процессов
запоминания и
воспроизведения учебной
информации.

Работа в рабочей
тетради

Развитие способности
обобщать и делать выводы.
Коррекция зрительного и
слухового восприятия.

Работа в рабочей
тетради

Коррекция и развития
устойчивости внимания и
умения осуществлять его
переключение.
Коррекция эмоциональноволевой сферы (способности
к волевому усилию).
Развитие мыслительных
процессов анализа, синтеза.

48

Границы России.
Сухопутные границы на
западе и юге. Морские
границы.

49

Океаны и моря,
омывающие берега
России. Моря Северного
Ледовитого океана.

50

Моря Тихого и
Атлантического океанов

Уметь
1 называть и
1 показать границы
России. Знать, какая
погода преобладает на
севре нашей страны,
уметь
ориентироваться на
карте. Уметь показать
на карте морские
границы России на
востоке.
Знать
1 моря Северного
1 Ледовитого океана,
омывающие берега
России, уметь
показать их на карте.
Объяснить, почему
порт Мурманск
работает круглый год,
почему Россию
называют великой
морской державой,
перечислить
окраинные моря
Северного Ледовитого
океана.
Знать
1 моря Тихого и
1 Атлантического
океанов, омывающие
берега России, уметь
показать их на карте.
Уметь определить по
карте, какое море
Атлантического
океана самое

Государственная
граница

Практическая работа
№ 14 Нанесение на к/к
Государственной
границы РФ

Развитие слуховой,
зрительной памяти, умения
использовать приемы
запоминания и
припоминания.

Мурманск,
Северный
морской путь

Практическая работа
№ 15 Нанесение на к/к
морей Северного
Ледовитого океана

Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.
Коррекция памяти:
быстроты и прочности
восприятия.

Берингово,
Охотское,
Японское,
Балтийское,
Черное, Азовское
моря

Практическая работа
№ 16 Нанесение на к/к
морей Тихого и
Атлантического
океанов

Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.
Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.

глубокое, описать
моря Тихого и
Атлантического
океанов по плану.
51

Острова и полуострова
России

52

Работа с контурными
картами

53

Поверхность нашей
страны. Низменности,
возвышенности,
плоскогорья.

54

Работа с контурными
картами

55

Горы: Урал, Кавказ,
Алтай, Саяны.

1
1
Обозначение
1
границ
1 нашей Родины,
пограничных
государств, нанесение
названий всех
изученных
географических
объектов на
контурную карту
России.
Уметь
1 называть и
1 показывать на карте
равнины, низменности
и возвышенности,
описать равнину по
плану.
Обозначение на
1
контурной
карте
1 крупнейших равнин,
возвышенностей,
плоскогорий
Знать,
1 какие горы
1 расположены в
европейской,
азиатской частях
России. Уметь
сравнивать высоту гор

Острова: Новая
Земля
Новосибирские, о.
Врангеля,
Сахалин,
Курильские о-ва.
Полуострова:
Кольский, Ямал,
Таймыр,
Чукотский,
Камчатка

Практическая работа
№ 17 Нанесение на к/к
крупных островов РФ
Практическая работа
№ 18 Нанесение на к/к
крупных полуостровов
РФ

Валдайская,
Среднерусская
возвышенности,
Прикаспийская
низменность,
ЗападноСибирская
равнина,
Среднесибирское
плоскогорье

Работа в рабочей
тетради

Кавказские горы,
Уральские горы,
Эльбрус, Алтай,
горы Саяны

Практическая работа
№ 20 Обозначение на
контурной карте
крупнейших горных
систем России, их
высших точек.

Коррекция познавательной
деятельности обучающихся.
Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.
Коррекция памяти:
быстроты и прочности
восприятия.

Коррекция и развитие
наглядно-образного
мышления Развитие умения
отвечать
полными, развернутыми
высказываниями на вопросы
учителя.
Практическая работа Коррекция
№ 19 Нанесение на к/к пространственного
возвышенностей,
восприятия, восприятия
равнин, низменностей и физической карты.
плоскогорья
Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.
Коррекция познавательной
деятельности обучающихся.

по рисунку, уметь
пользоваться картой,
описать горы по
плану.

56

57

58

59

Крупнейшие
месторождения полезных
ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и
медной руд, природного
газа)
Работа с контурными
картами.

Реки: Волга с Окой и
Камой. Водохранилища,
каналы, ГЭС

Реки: Дон, Днепр, Урал.
Водохранилища, каналы,
ГЭС.

1 условные знаки
Знать
1 полезных
ископаемых, уметь
ориентироваться на
карте, уметь
пользоваться
контурной картой.
Знать, какие полезные
1
ископаемые
1 добываются в нашей
местности, их
использование
1
1
Уметь находить на
карте реки. Знать, для
чего на Волге
построили плотину.
Уметь описать Волгу
по плану.
1
1 Уметь показать Дон
на карте, показать
водохранилище на
реке Дон, знать, где
начинается река
Днепр, показать реку
Урал.

Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.
Нефть, газ,
железная руда,
каменный уголь,
золото, алмазы,
руда, мрамор,
гранит, цветные
металлы:
алюминий,
никель, медь

Работа в рабочей
тетради

Развитие умения отвечать
полными, развернутыми
высказываниями на вопросы
учителя.

Практическая работа
№ 21 Нанесение на к/к
крупнейшие
месторождения РФ

Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.

Волга, Ока, Кама

Практическая работа
№ 22 Нанесение на к/к
рек РФ: Волга, Ока,
Кама, крупные ГЭС

Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.
Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.

Дон, Днепр, Урал

Практическая работа
№ 23 Нанесение на к/к
рек РФ: Дон, Днепр,
Урал, каналы, ГЭС

Коррекция
пространственного
восприятия, восприятия
физической карты.
Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.

60

Реки Сибири: Обь с
Иртышом, Енисей с
Ангарой, ГЭС

61

Реки Лена, Амур

62

Озера Ладожское,
Онежское, Байкал.
Каспийское море

63

Крупные города России

64

Работа с контурными
картами.

65

Наш край на карте России

Знать
1 по какой
1 равнине протекают
эти реки. Какой
приток Енисея
вытекает из озера
Байкал. Уметь
описать изученные
реки по плану.
Уметь
1 показать реки
1 на карте сравнивать
по протяженности,
знать, куда впадают
эти реки. Уметь
описать их по плану.

Обь, Енисей,
Ангара

Практическая работа
№ 24 Нанесение на к/к
реки Сибири: Обь,
Иртыш, Енисей,
Ангара, ГЭС

Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.
Коррекция
пространственной
ориентировки.

Лена, Амур

Практическая работа
№ 25 Нанесение на к/к
рек: Лена, Амур

Уметь
1 показать озера
1 на карте. Знать, какие
реки впадают в
Каспийское море,
почему его называют
озером, уметь
работать с контурной
картой.
Уметь
1 показывать
1 крупные города
России на карте.

Байкал,
Ладожское,
Онежское озера,
Каспийское море

Практическая работа
№ 26 Нанесение на к/к
озера России:
Ладожское, Онежское,
Байкал, Каспийское
море

Коррекция
пространственной
ориентировки.
Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.
Коррекция
пространственной
ориентировки.
Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.

Москва, СПетербург,
Иркутск

Показ на карте РФ
крупных городов
страны.
Работа в рабочей
тетради

Обозначение
1
на
1 контурной карте
крупных городов
России.
Знать
1 историю

Практическая работа
№ 27 Нанесение на к/к
крупнейших городов
РФ
Катангский район, Показ на карте РФ

Коррекция, обогащение и
расширение активного и
пассивного географического
словаря.
Коррекция
пространственной
ориентировки.
Развитие слуховой,

1 (кратко)
формирования
Катангского района и
Иркутской области,
особенности природы,
природные комплексы

Иркутская
область,
многолетняя
мерзлота, резкоконтинентальный
климат

Выборка
Работа в рабочей
словарных слов из тетради
предыдущих тем

66

Повторение начального
курса физической
географии

Формирование
1
четких
1 знаний по
пройденным темам

67

Контрольная работа
(итоговая)

Усвоение
1
1 пройденного
материала.

68

Повторение начального
курса физической
географии

1

Катангский район,
Иркутскую область

Тестовая работа

зрительной памяти, умения
использовать приемы
запоминания и
припоминания.
Коррекция и развитие
точности и осмысленности
восприятия.
Развитие наблюдательности,
умения сравнивать
предметы, объекты по
данному учителем плану.
Активизация мыслительных
процессов: анализ, синтез.
Коррекция мыслительных
процессов: обобщения и
исключения.
Коррекция связной устной
речи при составлении
устных рассказов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной «География»
6 класс, для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. 4-е издание, М.: Просвещение, 2021 г.
2. Т. М. Лифановой, Рабочая тетрадь «География» 6 класс. 7-е издание, М.: Просвещение, 2021 г.
3. Атлас 6 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством
образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
_


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».