Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок.

14.12.2021



Тема: Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок.

Дата: 14.12.2018

Тип: освоение нового материала

Цели: формировать представление о правописании суффиксов –ик-, -ек-, -ок; построить алгоритм правописания суффиксов; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, -ок;
  • ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;
  • уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Метапредметные:

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

понимать информацию, представленную в разных формах;

строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

строить логическую цепь рассуждений;

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения

Коммуникативные: сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать его значение; проявлять интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический раздаточный материал. УМК «Школа России», Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: 1 часть.

ХОД УРОКА

 

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Мотивация познавательной деятельности.

-Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

-Сегодня наш урок пройдёт под девизом…

Кто догадался?

(Сегодня у нас всё получится!)

-А начнём мы с чистописания.

Откроем свои тетради и красиво запишем число.

(Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь).

Настрой на урок

   

Отгадывают фразу, которая будет являться девизом к уроку

   

Записывают число в тетради

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

РегулятивныеУУД:

самоорганизация

 

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

Актуализация знаний.

                                               

Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

                                                       

Изучение нового материала.

                                                                                                             

Физкульминутка.

Гимнастика для глаз.

Продолжение работы по теме урока.

       

Первичное закрепление нового материала

               

Итог урока

             

Рефлексия учебной деятельности на уроке

             

Домашнее задание

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».

- Послушайте стихотворение и отгадайте загадку:

- Слово делится на части.

Ах, какое это счастье.

Может каждый грамотей

делать слово из частей.

На конце любого слова

окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть

с другим словом держит связь.

Окончанье он найдет,

его в рамочку возьмет.

Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-О какой части слова мы не услышали в стихотворении?

Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах.

 

-Что же мы уже знаем о суффиксах?

Работа с презентацией

1)Выберите верное выражение:

-суффикс-это… 

-суффикс служит … 

-суффикс стоит

 

2) На какие группы можно разделить данные части слов: (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про)

Оставьте только суффиксы.

 

*Пробное действие

-Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы:

Смел..сть

Бел…нький

Ваз…чка

Ключ…к 

Замоч…к

-В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

-Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение? 

       

- В чём особенность этих слов?

-Сформулируйте тему урока

 

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

-Закрепим…(свои знания и умения)

     

1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин,

герой мультфильма «В стране невыученных уроков», когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

*Приём «Мозговой штурм»

Парная работа

Карточка №1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

  • Есть арбузик – нет арбузика
  • Есть бантик – нет бантика
  • Есть барашек – нет барашка
  • Есть чулочек– нет чулочка.
 

Карточка №2

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.Хочу такой сайт

  • билетик              (нет) орешка
  • садик                  (нет) пенёчка
  • орешек            (нет) садика
  • пенёчек              (нет) билетика

-Выслушаем выводы по данной работе

2)-Теперь можно сформулировать правила правописания:

 

- суффикс –ек пишется …

 

- суффикс –ик пишется ….

3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик»

4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм)

1.Изменим форму слова

(нет).

2. Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем - ик.

Если исчезла, то пишем - ек.

5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет?

6) Работа с учебником

Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. 

   

- Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.

  • мячик -нет мячика
  • кармашек -нет кармашка
  • горошек -нет горошка
  • кузнечик -нет кузнечика

-Устно представьте всю цепочку своего рассуждения .

     

Самостоятельная работа:

-Списать , вставляя пропущенные буквы

-самопроверка по образцу

Платоч…к , стол…к,. листоч…к, билет…к , песоч…к, зуб…к

Учитель организует проведение физкультминутки.

   

Работа по учебнику.

С. 127 упр. 245 (устно)

Правило правописания суффикса –ок с. 127

Упр. 246, записать только образованные слова.

Взаимопроверка по образцу.

 

-Вставьте суффиксы –ек -ик , устно применяя правило правописания

-взаимопроверка по образцу

Кружоч..к Винт..к

Пароход..к Сыноч..к

Меш…к Звоноч..к

Корабл..к Пирож…к

Годоч..к Билет..к

Голубоч..к Рож…к

Пакет…к Комоч…к

- Подведём итоги урока (

- Достигли мы поставленных целей?

- Что узнали?

- Чему научились?

- Как закрепили?

- Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

 

Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик.

Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/07/21/k_5f16d801ec9df/554931_1.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/07/21/k_5f16d801ec9df/554931_2.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/07/21/k_5f16d801ec9df/554931_3.png  

Правило стр.125 упр.243

 
                                 

-суффикс

     

Выбирают правильные ответы

-часть слова

-для образования новых слов

-после корня

 

Приставки и суффиксы

 

Очк, еньк, ость,чик, ик, ек

   

Записывают слова в тетрадь ,вставляя пропущенные буквы

         

Отвечают на вопросы:

 

В словах ключик, замочек

 возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов

   

Многозначные слова

Учащиеся формулируют тему

 

Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока

                         

Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.

                           

Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила :

-если при изменении формы слова гласная исчезает.

-если при изменении формы слова гласная остаётся.

 

Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик»

 

Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения

   

Прочитать правило в учебнике.

Правило-стр.125

Работа со словом

«замочек»

Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово.

     

Учащиеся подробно объясняют написание суффиксов -ек -ик в данных словах.

   

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем сверяют с образцом

   

Выполняют упражнения согласно инструкции учителя.

           

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку.

             

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

           

Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик.

             

Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учител.я

           

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока

               

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

                                               

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД:

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

 

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других

Познавательные УУД: выполнение действий по образцу;

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других

 

Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные УУД: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.12.2021

Дата обновления: 14.12.2021

Дата публикации: 14.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».