14 декабря - Великие русские писатели

14.12.2021

Конспект урока чтения в 3 классе

 «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

 

Цели урока:

  • Вспомнить и обобщить знания о жизни и о творчестве русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Прививать интерес к учебному предмету.
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателей.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование мотивации к обучению;

- формирование умение высказывать своё мнение.

- формирование умения ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.

Метапредметные:

Познавательные

- уметь сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное;

- осознавать значение и сущность сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова) как часть русской национальной культуры.

Регулятивные

- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении урока.

- оценивать свои достижения и результаты своих сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

- уметь строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений;

-проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-осознавать цель своего высказывания;

- уметь строить диалог в паре или группе.

Предметные

- читать вслух бегло, без искажений,  осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, выделяя при чтении важные по смыслу слова;

- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению, находить ответы на них в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на поставленный вопрос или подтверждения собственного мнения.

 

Оборудование:

  • Использование мультимедийной презентации.
  • Учебник литературного чтения.
   


Ход урока 

I. Организация класса.  

Чтоб урок прошёл не зря

Я желаю вам друзья

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были

 

II. Сообщение темы урока.

– Ребята, как называется раздел, который мы закончили изучать?(КАДР)

– Сегодня наш обобщающий урок будет посвящён творчеству великих русских писателей. А каких?

Разгадаем кроссворд

(КАДР)

А какие жанры литературы знаете? (КАДР)

Задание на карточке , соедините название жанра с определением,

Стихи – это

прозаическое произведение повествовательного характера.

Рассказ – это

это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)

Басня – это

вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.

Сказка – это

небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.

 

III. Ход конкурсов. 

- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое и побываем в гостях у каждого писателя, поможет нам в этом волшебный клубок.

К какому писателю он приведёт нас сначала?

Чьи строки?

 

1.Вот север тучи нагоняя, завыл дохнул

И рады мы проказам матушки зимы!

 

У этого поэта была любимая няня.

Как звали любимую няню поэта?

 

Язык, на котором написано первое стихотворение А.С.Пушкина.

Город, в котором родился поэт.

 

Слышали ли вы стихотворения о зиме?

- А в этом разделе были стихи о зиме?

УЧЕБНИК с. 87

Прочитайте понравившиеся.

Какой зиму изображает?

Любит её?

Какие чувства вызывают картины зимы?

Кроме стихотворений. Что ещё читали? (СКАЗКУ)

 

(КАДР, портрет, викторина)

 

2.                    Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари!

- Кто писал басни?

- По каким признакам узнаём басни?

- Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т. д. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)

 -Какие басни мы изучили в этом году?Хочу такой сайт

-Назови героев басен.

В каждой басне есть вывод или мораль.

Что такое мораль? 

– Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.

– Назовите басню, в которой была такая мораль:

 

•  Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.  (?)

 

•  К несчастью, то ж бывает у людей:

как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

невежда про нее свой толк все к худу клонит;

 а ежели невежда познатней, то он ее еще и гонит. ( ?)

 

•  Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (?)

 

3.Русский поэт. Учился в Московском университете.

Окончил Санкт – Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (8 слайд)

 

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов… Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

-Чтение стихотворения по учебнику

1. О тучке и одиноком утёсе.

2.Репродукция Шишкина (с.145), к какому стихотворению?

Что общего?

- Какие чувства испытывали, читая эти стихотворения? Почему?

 

4. Я прочитаю текст, а вы догадайтесь, о каком писателе говорится.

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. А где-то, в глубине парка, в большом доме, жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

Учитель был графом, его полагалось называть «Ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня “Ваше сиятельство”, – сказал он, – меня зовут... (…), так и зовите меня».

– Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы Л. Н. Толстого, которые изучали.

– В каком рассказе Л. Н. Толстой говорит о дружбе двух зверей?

– В чем выражалась эта дружба?

– Что произошло с собачкой?

– Как смерть друга повлияла на льва?

– Лев Николаевич изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

– Что будет с нами, если исчезнут добро, красота и любовь?

Вот как говорил об этом Тургенев:

– «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится жизнь». (И. С. Тургенев)

(КАДР)

Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в.

А сейчас интересные факты из жизни Л.Н. Толстого

·        Не любил молока и рыбы.

·        Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.

·        Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.

·        Страстный охотник, но лая собак не переносил

·        Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).

·        Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.

·        Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.

·        Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал

- Какие произведения Льва Николавича Толстого вы знаете?

- Какие произведения читали в этом году Л.Н.Толстого?

-Какие произведения читали о детях, оказавшихся на корабле?

-Чему они нас научили?

 

5. СИНКВЕЙН (1 произведение, в тетради).

 

VI. Итог урока.

– Понравился ли вам урок?

– Творчество каких писателей вспомнили на уроке?

– Какие чувства вы испытывали во время урока?

– Чему научили вас произведения писателей, которым мы посвятили сегодняшний урок?

   

Домашнее задание

- Написать письмо в прошлое писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Великие русские писатели.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 14.12.2021

Дата обновления: 14.12.2021

Дата публикации: 14.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».