16 декабря 2021г. - Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

16.12.2021

Урок 24. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.

2.Анализ произведений Н.А. Некрасова «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...».

Глоссарий по теме:

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Интонация – это совокупность звуковых средств языка, оформляющих высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.

Цели урока: На уроке мы узнаем о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, научимся анализировать стихотворения, сможем находить средства выразительности.

Основное содержание урока

1.Посмотрите видеоролик: https://youtu.be/8Vy2SCnO5mY

2. Знакомство с произведениями Н.А. Некрасова .

- Сегодня мы познакомимся со отрывком из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога», посвященном осени. Прочитайте стихотворение стр.168.

- Как же Некрасов создает радостное настроение?

Он называет осень славной, дважды повторяя этот эпитет, и использует восклицательную интонацию.

В этом стихотворении много эпитетов с положительной оценкой: воздух «здоровый, ядрёный», листья «жёлты и свежи», дни «ясные и светлые», ночи «морозные».

-Какие ещё средства выразительности вы увидели в этом стихотворении?

- Обратите внимание на то, что Некрасов использует разговорную лексику: «ядрёный» воздух, «студёная речка». Эти слова придают стихотворению неповторимый колорит.

- Рассмотрите иллюстрацию стр.169 к стихотворению в учебнике. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- Давайте проверим ваши предположения. (Чтение стихотворения) Понравилось ли вам стихотворение? Что оно напоминает?

- Кто такой воевода?

- Верно. Если обратиться к словарю, то мы узнаем, что Воевода - военачальник, правитель у славянских народов. Мог стоять во главе полка, войска, быть правителем города.

- Почему Некрасов использует такую метафору?

Морозу подчиняется всё — «метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Это его воины, он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может: «Пойду на моря-окияны, построю дворцы изо льда», «задумаю — реки большие надолго упрячу под гнет», «построю мосты ледяные, каких не построит народ».

У него в руках палица. В словаре я нашла значение этого слова «Палица — старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом». Такое оружие было у русских богатырей.

 –Чем же отличается образ Мороза у Некрасова от образа в русских сказках?

- С каким настроением и интонацией вы будете читать это стихотворение?Хочу такой сайт

- Поэма «Мороз, Красный нос», отрывок из которой вы прочитали, – о тяжелой жизни крестьян, их радостях и горестях, тяжелой работе и мимолетном отдыхе. Сцены природы помогают лучше понять переживания героев произведения.

3.Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор.

Текст вопроса:

Какое сочетание слов в стихотворении Некрасова является сравнением?

1. Ядрёный воздух.

2. Лёд, как сахар.

3. Воздух бодрит.

4. Поблёкнуть ещё не успели.

Правильный ответ: ….

Разбор типового контрольного задания

Составьте пары

Текст вопроса:

Составьте пары по стихотворению Некрасова «Не ветер бушует над бором».

1 вариант:

Ветер, льдины, скованы, лесные, узор, бушует, тропы, на дубах.

2 вариант:

По деревьям, шагает, по воде, солнце, бороде, играет, трещит, в косматой.

Ответ:

1 вариант:

…, …, …, ….

2 вариант:

…, …, …, …

4.Д/з: Выучить стихотворение стр.169-170.

.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.12.2021

Дата обновления: 16.12.2021

Дата публикации: 16.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».