04.02.2022
«Одежда
говорит о человеке. Древний Китай»
Цели урока:
- познакомить учащихся с
декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;
- показать тесную связь
восточного искусства с окружающей природой и мифологией;
- показать отличия в одежде
разных сословий Китая;
- развивать творческую
фантазию учащихся;
- воспитывать у учащихся
интерес к мировому искусству, толерантность.
Ход урока
I.
Организационно-психологический момент
(проверка готовности к уроку, подсчет количества
присутствующих).
II. Вводная беседа и
актуализация знаний учащихся.
Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия
тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления
проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.
Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в
их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их
отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности
людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Вопрос к классу: Как вы думаете, для чего нужна человеку
одежда?
Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком
положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.
Вопрос к классу: Какие вы знаете отличия в одежде высших и
низших сословий общества?
III. Организация
познавательной деятельности.
На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным
искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная
культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием
древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии
бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю
жизнь.
Мифологические представления.
(звучит музыка
древнего Китая)
Учитель: Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как
и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями,
уходящими в глубокую древность.
Ученик (миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу
первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то
момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из
светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных (инь) -
земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму,
добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их
сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и
ночи».
Учитель: Графически эти космические силы изображались как
две неотделимые половины - белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом,
что кажется, будто одна готова перейти в другую . Белая точка на черной
половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение
противоборствующих сил.
Полагали, что солнце и другие небесные светила обладают
духом. Солнце-дух ежедневно совершает путешествие по небесному своду с востока
на запад на огненной колеснице, которую везут шесть безрогих драконов чи-лун.
По восточным мифологическим представлениям, существует
четыре священных существа: дракон — символ весны и востока, тигр — символ осени
и запада, феникс — символ лета и юга и черепаха — символ зимы и севера.
Национальный костюм. Головной убор. Прическа.
Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и
женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали
мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура
тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения:
золотой и желтый - цвет для императора , белый и красный - для воинов, голубой
- для молодых воинов, коричневый - для сановников (см. рисунки в учебнике на
стр. 108-109).
Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство
гармонии у китайцев было сильно развито всегда.
Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки
на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел
закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай бритьпереднюю часть головы,
а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос
вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не
снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно
было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из
тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных
случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.
Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На
протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Трон императора
- трон дракона; лицо императора - лицо дракона. Среди многих титулов императора
наиболее почетным был «живой дракон». Дракон красовался на государственном
гербе. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел
на небо верхом на драконе. Поэтому среди изображений двенадцати символов
Праведного Пути на халате императора одним из главных был дракон. Изображение
солнечного диска помещалось на правое плечо императорского халата, а лунного —
на левое. На солнечном диске, как правило, был вышит трехногий (нечетное,
«мужское» число) петух, а на лунном — заяц о четырех лапах (четное, «женское»
число), толкущий в ступе порошок бессмертия.
Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные
дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать,
владеть каллиграфией. Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты
сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком
аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на
них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.
Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Часто в
прическе делали несколько проборов, симметричных валиков, петель. Прически
могли носить с негустой челкой, которая доходила до середины лба. Волосы и
головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались
шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и
подкрашивали брови (см. рис. в учебнике на стр.111).
Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей шили
одежду для высших слоев общества, изготовляли ширмы, на них писали пейзажи.
Бытовая одежда простолюдинов значительно отличалась от парадного костюма знати
(см. рис. в учебнике на стр.112-113).
Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам,
веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой (см. рис. в
учебнике на стр.111). Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на
бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. На
завершенную роспись художники ставили свою печать красного цвета.
IV. Практическая
работа учащихся: изображении костюма жителей Древнего Китая
V. Подведение итогов
урока
выставка творческих
работ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2022
Дата обновления: 04.02.2022
Дата публикации: 04.02.2022