М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства

11.02.2022

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства

 

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой.

Способствовать развитию умений понимать образность, емкость, красоту поэтического слова. Формировать умение эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова

 

Ход урока

1.    Организационный момент

2.    Работа по теме урока

1.    Знакомство с творчеством Марины Ивановны Цветаевой

– Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).

Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал прежде всего искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для

начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвященный ее мужу Сергею Эфрону.Вскоре после «Вечернего альбома» ее стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов.

    Марина Цветаева всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности:

Моим стихам, как драгоценным винам,

                                Настанет свой черед

2.    Чтение и анализ стихотворения М. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…»

Выразительно прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».

– Какими чувствами наполнено стихотворение?

– О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки.

– О чем она грустит? Прочитайте.

– Какие картины рисуются вашему взору, когда вы  читаете стихотворение?

– О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время?

– В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство?

– Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?

– Какие же чувства М. Цветаева передала словами?

 

– Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни.

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.Хочу такой сайт

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда-то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведет, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернется. Этот вопрос задает и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы…», но не отвечает на него. Рассказывая о прошлом, М. И. Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.

– М. Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.

Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка…

 

3.    Чтение и анализ стихотворения «Наши царства…»

– Прочитайте другое стихотворение Марины Цветаевой – «Наши царства».

– Вспомните, какие произведения называются лирическими?

– Стихотворение «Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства.

– Слово «царства» – любимое слово автора. Что оно напоминает?

– Прочитайте первые две строфы.

– Какое слово здесь повторяется? Объясните слово «владенья».

– Какое определение подходит к стихотворению?

– С чем связан счастливый мир детства?

– Какое чудо происходит в этом царстве?

– Кто такие «мы»?

– М. И. Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это время?

– Прекрасная пора в жизни каждого человека – детство. К этой теме часто обращались не только писатели и поэты, но и художники.

– Лирическими называют поэтические произведения, выражающие чувства и переживания.

– Для автора мир детства – самый счастливый, беззаботный, сказочный, волшебный.

 

Домашнее задание:  Перечитать стихотворения М. И. Цветаевой  «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». Одно из стихотворений по выбору выучить наизусть

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.02.2022

Дата обновления: 11.02.2022

Дата публикации: 11.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».