14.05.2020
14 мая
Тема: Путешествие по России.
Ребята, напишите, в каком месте России вы бы хотели побывать и почему?(Не менее 10 предложений).
12 мая
Итоговый тест за учебный год
Ребята, каждый из вас должен выбрать свой вариант и выполнить его в течение первого урока.
Вариант 1
А 1. Выбери верное утверждение.
1) Вокруг Земли вращаются восемь планет. 3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.
2) Вокруг Солнца вращаются девять планет. 4) Солнце вращается вокруг Земли.
А 2. Где самый богатый растительный и животный мир?
1) в полярных поясах 3) в умеренных поясах
2) на Северном полюсе 4) в тропиках
А 3. Что мы называем историческим источником?
учебник по истории
статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
всё то, что может рассказать нам о прошлом
исторические книги
А 4. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
1) тундра 2) тайга 3) пустыня 4) арктическая пустыня
А 5. Укажи самую низкую равнину России.
1) Западно-Сибирская 3) Среднесибирское плоскогорье
2) Приволжская 4) Восточно-Европейская
А 6. Какое озеро включено в Список объектов Всемирного природного наследия?
1) Ладожское 2) Байкал 3) Каспийское 4) Онежское
А 7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?
1) не купаться в реках 3) уничтожать обитателей водоёмов
2) поливать огороды водой из рек и озёр 4) расчищать берега водоёмов от мусора
А 8. Укажи основное свойство торфа.
1) прочность 2) твёрдость 3) пластичность 4) горючесть
А 9. Что является названием отрасли животноводства?
1) цветоводство 2) металлургия 3) свиноводство 4) полеводство
А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?
1) эпоха Древнего мира 3) эпоха Нового времени
2) эпоха Средних веков 4) эпоха Новейшего времени
В 1. Какое растение не является луговым?
1) тысячелистник 2) мятлик 3) тимофеевка 4) тростник
В 2. Какое насекомое поедает листья картофеля?
1) колорадскйй жук 2) жужелица 3) божья коровка 4) тля
В 3. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?
1) Пётр Первый 2) М.В. Ломоносов 3) Екатерина Вторая 4) Иван Третий
В 4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?
1) Куликовская битва 3) Ледовое побоище
2) Бородинская битва 4) Ордынское сражение
С 1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России.
1) водопад Виктория 2) Большой барьерный риф 3) Алтай 4) озеро Байкал
С 2. Какие полезные ископаемые используют для поучения топлива?
1) нефть 2) известняк 3) каменный уголь 4) природный газ
С 3. Назови государственные праздники России.
1) День России 3) День Конституции
2) День Государственного флага Российской Федерации 4) День милиции
А 1. Какое утверждение верно?
1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце
2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.
А 2. Где самый бедный растительный и животный мир?
1) в южном тропическом поясе 3) в полярных поясах
2) в северном тропическом поясе 4) в умеренных поясах
A 3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
1) археология 2) история 3) астрономия 4) география
А 4. Какая природная зона описана в тексте?
1) арктическая пустыня 2) тундра 3) степь 4) тайга
A 5. Что называют Каменным поясом земли Русской?
1) Уральские горы 2) Кавказские горы 3) Алтай 4) Русскую равнину
А 6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?
1) Ладожское 2)Онежское 3) Каспийское 4) Байкал
А 7. Какое утверждение неверно?
1) Лес — защитник почвы. 3) Лес очищает воздух
2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно 4) Лес защищает почву от разрушения.
А 8. Какие почвы распространены в нашей стране?
1) чернозёмы 2) луговые 3) болотные 4) подзолистые
А 9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
1) глину 2) торф 3) известняк 4) гранит
А 10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?
1) в первобытную эпоху 3) в эпоху Средних веков
2) в эпоху Древнего мира 4) в эпоху Нового времени
В 1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?
1) сова 2) скворец 3) канюк 4) пустельга
В 2. Из чего получают перловую крупу?
1) из ячменя 2) из кукурузы 3) из ржи 4) из гречихи
В 3. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?
1) Ивана Грозного 3) Александра Второго
2) Екатерину Вторую 4) Николая Второго
В 4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации
1) красная, белая, синяя 3) белая, синяя, красная
2) синяя, красная, белая 4) белая, красная, синяя
С 1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.
1) Акрополь 3) исторический центр Санкт-Петербурга
2) Московский Кремль 4) Кижи
С 2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?
1)на образование 2) на труд 3) на отдых 4) на разрушение памятников культуры
С 3. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?
1) фотография 2) телевидение 3) электричество 4) холодильник
7 мая
Тема: Путешествие по России, по Дальнему Востоку, Сибири и Уралу.
Работа над новым материалом.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по России. Велика наша страна. Мы побываем на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в старых русских городах, на юге России. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.
Вы узнаете географию и историю России, поэтому в путешествие отправляетесь самостоятельно.
Изучите материал в учебнике
1. Какие народы населяют.
2. Занятия и обычаи населения.
3. Знаменитые города.
4. Достопримечательности.
Таблица «Путешествие по России».
Остановка | Народы | Обычаи и занятия населения | Города | Достопримечательности |
Дальний Восток | Чукчи, коряки, удэгейцы и др. | Оленеводство | Владивосток | Бухта Золотой Рог |
Сибирь | Буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси и др. | Охота на пушного зверя, праздник кумыса, сурхарбан | Якутск Улан-Удэ Иркутск Дудинка Тобольск | Институт Мерзлотоведения, мост длиной в 2 км, природный заповедник «Столбы», Кремль в Тобольске |
Урал | Башкиры, русские и др. | Металлургия, добыча самоцветов | Златоуст Челябинск Екатеринбург Уфа Оренбург | Каповая пещера, обелиск Европа–Азия |
Домашнее задание.
Написать небольшое сообщение о Дальнем Востоке или Сибири, или Урале.
30 апреля
Тема урока: «Такие разные праздники»
- Как вы думаете, а много ли праздников у нас в стране?
- Что вы себе представляете, когда слышите слово «праздник»? (веселье, радость)
- Какие праздники вы знаете?
Что же такое праздник? ( Это торжество в честь какого-либо события.)
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. Назовите праздник, который отмечается зимой, и все его ждут с большим нетерпением.
(Новый год отмечается 1 января.)
Когда этот праздник наш народ стал отмечать 1 января?
(В 1700 году, когда Петр I принял новый календарь.)
-А когда его отмечали до Петра I?
(В Древней Руси – 1 марта, затем 1 сентября.)
Новый год – это любимый праздник для всех. Дарить друг другу подарки – такой обычай живет с античных времен, с римских январских праздников. В первый день января зеленое дерево обычно украшалось подарками. Все ходили в гости к родным и знакомым.
Какие деревья мы украшаем на Новый год? Сколько елок и сосен погибает каждый год? Как, не нарушая традицию и указ Петра I, решить эту экологическую проблему?
Праздник Новый год имеет свою историю.
С принятием христианства Новый год на Руси в X в. праздновали 1 марта. А начиная с XV в. – 1 сентября. Только в 1700 г. Петр I издал указ о том, что Новый год надо встречать 1 января. В те времена на Красной площади устраивались фейерверки, стреляли из мушкетов и пушек – было всеобщее веселье. А дома украшались сосновыми и еловыми ветками.
Несмотря на быстрое распространение обычая украшать елку свечами и сладостями, в сельских районах многих стран Европы даже в конце XIX в. елку на Рождество не наряжали. В конце концов под влиянием города елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем этот обычай распространился и на крестьянские дома.
Есть основание полагать, что сначала многие, во всяком случае, европейские народы украшали свое жилище ветками вишен, яблонь, сливы с таким расчетом, чтобы они расцвели как раз к Новому году. Но ветки расцветали не всегда, что считалось дурным предзнаменованием. И тогда их заменили ветками вечнозеленых растений: елей, сосны, омелы, тиса, можжевельника. По-разному и в разное время встречают Новый год в разных странах. В Индии, например, Новый год встречают 14 января. В этот день взрослые и дети запускают воздушных змеев – это очень красивое, красочное зрелище. Небо становится разноцветным от огромного количества летящих красочных змеев.
В Бирме и Таиланде новогодний праздник воды – Сонгкран – приходит в жарком апреле. Люди поливают друг друга водой в знак особого уважения, устраивают карнавальные шествия. В Гвинее под Новый год по улицам водят слонов, которые символизируют мощь и богатство.
В Бразилии под Новый год на пляже Капакабана загораются тысячи свечей в честь Морской царицы. Женщины в длинных белых платьях заходят в воду и разбрасывают лепестки цветов.
Во Вьетнаме Новый год отмечают между последней декадой января и первой декадой февраля. Вьетнамцы называют свой праздник «тет». Красочно выглядят у них города и деревни, дома украшают гирляндами огней, разноцветными яркими шелковыми лентами. Обычай под Новый год украшать деревья есть во многих странах. Во Вьетнаме непременно в каждом доме встретишь распустившуюся ветку персика, а вместо елки посредине комнаты у них стоит бамбук, украшенный игрушками.
В Ливане украшают кедр, в Ираке – финиковую пальму. В разных странах есть свои обычаи встречи Нового года. Так, например, в Швеции в Новый год бьют о двери домов старую посуду. Считается, чем больше черепков, тем счастливее будет наступающий год. В Швейцарии жгут чучело, которое изображает старый год... Старый год исчезает в пламени, прихватив с собой и все семейные неурядицы. В Испании существуют ряженые, которые под предводительством старика и старухи ходят по домам и выметают все плохое, что было в старом году. А шотландцы непременно должны принести в дом хозяев лепешку, кусочек угля или торта, чтобы в этом доме всегда было тепло, уютно и сытно.
В Болгарии бьют друг друга кизиловыми прутиками. Кизиловое дерево – это символ силы и крепости. И кого коснутся этим прутиком – тому передается вся сила.
Ну а где же люди предпочитают встречать Новый год?
Во многих странах Новый год принято встречать дома, а у шведов – в лыжном походе. В Японии, прежде чем сесть за праздничный стол, надо расплатиться с долгами. Корейцы, перед тем как наступит полночь, кланяются уходящему году, а после боя часов – всем родным и друзьям, чтобы любовь и дружба сохранились в новом году. Очевидно одно: в какое бы время ни приходил Новый год к людям в разных странах, какие бы обычаи у народов ни существовали, все вступают в новый год с надеждой на лучшее будущее и желают друг другу счастья!
Какие праздники наш народ отмечает в феврале, марте и мае?
Ученики. 23 февраля – День защитника Отечества.
8 Марта – Международный женский день.
9 Мая – День Победы.
Прочитайте текст «Такие разные праздники» в учебнике.
Домашнее задание: выполнить по теме задания в рабочей тетради.
28 апреля
«Славные символы России».
Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России. У каждой страны есть свои отличительные знаки, то есть символы. Вы знаете их? (Флаг, герб, гимн.)
Тема нашего урока: Славные символы России: герб, гимн, флаг.
У каждого независимого государства есть государственные символы. Каждый человек обязан знать символы своей страны, чтобы представить, как жила и развивалась его Родина.
Знакомство с гербом РФ.
Давайте рассмотрим герб России. В учебнике есть изображение герба.
Герб России четырехугольный с заострением внизу.
– Какого цвета герб России? (Красного.)
-Что означает красный цвет?(Красный цвет обозначает храбрость и мужество)
–Что еще изображено на гербе?
-Прочитайте описание герба в учебнике.
На гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Георгий Победоносец является защитником от всякого зла.
Двуглавый орел – символ непобедимости и силы, держит в лапах скипетр (жезл) – символ власти и державу (земной шар) – это символ могущества, независимости и мощи страны. Но почему у орла две головы?
Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что наша страна живет по законам чести и справедливости. Российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.
Словарная работа:
Что такое скипетр? ( Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.)
Что такое держава? (Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти)
Знакомство с флагом РФ.
– Следующий символ государственной власти – это флаг. Флаг России трехцветный. Назовите его цвета? (Белый, синий, красный).
Прочитайте в учебнике о флаге России.
-Кто ввёл такой порядок расположения цветов на флаге?( Петр 1)
-Что символизирует Белый цвет?( мир божественный) символизирует мир, Синий – мир небесный. Красный – мир земной.
Когда мы отмечаем день государственного флага Российской Федерации?(22 августа)
-Почему именно в этот день? ( в этот день в 1991 году Росси вновь обрела флаг)
-Прочитайте последний абзац.
-Что вы можете сказать о красном знамени победы?( это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной Войне.)
Знакомство с гимном РФ .
Откройте учебник и прочитайте о государственном гимне России.– Что такое гимн?(Это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства)
-Кто написал слова гимна? ( известный детский писатель Сергей Михалков )
– Когда вам приходилось слушать гимн? (Во время подъема государственного флага, торжественных собраний, национальных праздников, спортивных соревнований.)
– Как слушают гимн страны?( Мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.)
Домашнее задание: выполнить по теме задания в рабочей тетради.
23 апреля
Тема урока: Мы - граждане России.
За многие века не один раз менялись границы, названия, государственная символика нашего Отечества – флаг, герб, гимн, его столица. Но испокон веков на его территории жили и живут разные народы. Щедро отдавали наши предки на благо Отечества свои силы, знания и даже жизнь. В трудные времена Минина и Пожарского, грозные дни Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов общая беда сближала всех россиян. Все поднимались на защиту Отечества. Оно ведь одно для всех: русских, татар, башкир, чувашей, чеченцев, ненцев, удмуртов, бурят, мордвы… У каждого государства есть свои символы, свой Основной закон страны.
Работа с учебником
А сейчас откройте учебник и прочитайте текст.
- А вы являетесь гражданами России?
- А что это значит - быть гражданином?
- Кто является главой нашего государства?
- Кто является Президентом Российской Федерации?
- Как называется парламент нашей страны?
- Из каких двух палат он состоит?
Домашнее задание: выполнить письменно задания для домашней работы после параграфа в учебнике.
21 апреля
Тема: Основной закон России и права человека
Работа по теме урока
Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю.
Назовите столицу России
Москва-столица России. Там живет президент страны. Он является главой государства и избирается гражданами страны
Работа с учебником ( чтение текста по учебнику)
Россия ( другое название страны - Российская Федерация)
Слово федерация обозначает союз, объединение. Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.
Россия –многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. Русский язык- государственный язык РФ на всей ее территории.
В нашей стране проживают разные народы: русские, татары, якуты, буряты и др.
А сейчас послушайте легенду:
«Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять- оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению-объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.»
-Как вы думаете , почему страна стала процветающей, счастливы стали все ее жители, почему они чувствовали себя в безопасности?
(жители стали жить по законам)
-Основным законом нашей страны является Конституция России.
(Конституция- основной закон по которому живет государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей конституции)
-А как вы понимаете «Права»
(права- это то, что ты можешь делать, а можешь не делать)
Работа с конституцией
Давайте ознакомимся с важнейшими правами гражданина России.
-Право на жизнь
-Право на свободу
-Право на личную неприкосновенность
-Право на труд
-Право на отдых
-Право на свободу слова
-Право на свободу совести
-Право на образование
-Право на медицинское обслуживании
Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)
Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. (учитель зачитывает статью) Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.
Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)
Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41
Без кого человек не может быть по настоящему счастлив? (без семьи, без детей) статья38
Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.
Право на неприкосновенность жилища. (никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли)
Право на защиту чести и достоинства. (оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность)
Домашнее задание: выполнить по теме задания в рабочей тетради.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.02.2022
Дата обновления: 14.02.2022
Дата публикации: 14.05.2020