30.04.2020
30 апреля
Тема урока: Мы строим текст.
·
Сегодня будем учиться составлять рассказ по картинкам. Сколько перед вами
картинок?
·
Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ? (Расположить по порядку)
·
Расположите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
·
Какая картинка будет первой? Расскажите, что на ней изображено?
Картинка 1
·
Каких птиц вы видите?
·
Как они себя чувствуют? (Им голодно)
Картинка 2
·
Кого видите на этой картинке?
·
Расскажите, что делают дети?
·
Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало.
·
Как одним предложением сказать про других детей? (Они принесли ягоды,
семена)
Картинка 3
·
Как изменилось настроение у птичек? Почему?
·
Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются)
·
Что делают дети? Почему они отошли?
·
Какое у них настроение?
·
Как их можно назвать? (Друзья птиц)
·
На доске написаны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.
·
Прочитайте вопросы.
·
Составьте ответы на вопросы.
·
Как можно закончить рассказ?
·
Передайте Ваше отношение к детям. (Хорошие друзья птиц!)
·
Как назовёте рассказ? (Друзья птиц)
·
Сегодня будем записывать рассказ по частям. Сколько частей можно выделить в
нашем рассказе? (3 – столько, сколько и картинок)
·
Сколько вопросов к первой части? Запиши первую часть с красной строки.
·
Сколько вопросов во второй части? Эту часть тоже начнём писать с красной
строки. (Так же третью часть)
Например: Друзья птиц.
Пришла
зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам!
Ребята
решили помочь им. Коля смёл снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и семена.
Саша повесил на ветку сало.
Весело
угощаются снегири, воробьи, синицы. Хорошие у них друзья!
Составьте
и запишите свой текст.
16 апреля
Тема: Опорные слова.
Составление текста.
I.
Объявление темы
урока.
- Сегодня
на уроке по развитию речи, вы узнаете много нового и интересного, научитесь
составлять текст, а помогут вам в этом волшебные слова – помощники, которые
называются «опорными словами».
II.
Актуализация
знаний.
- Для
начала давайте представим следующую картину: утром вы молча встали, умылись,
оделись; молча пошли в школу; молча посидели в школе, посмотрели друг на друга
и молча вернулись домой.
- Хорошо
ли вам было?
- А
когда человеку становится хорошо, интересно?
- А
как называется все то, что мы говорим?
- Для
какой речи нужны: телефон, ручка, микрофон, мел, карандаш?
- Какая
речь является устной?
- Какая
речь называется письменной?
- А
из чего состоит наша речь?
- Что
выражает предложение? (законченную мысль)
- Прочитайте.
1. Синички
клевали зернышки. Белочка грызет орешки. Собака сторожит дом.
2. У зайца зимой
белая шубка. Трудно лисе его найти. Сел зайка у куста и спит.
- Какую
из записей можно назвать текстом?
- Предложения
в тексте объединяются одной темой.
- Что
такое тема?
Тема
– это о ком или о чем говорится в тексте.
- Определите
тему этого текста.
- Ребята,
а теперь подумайте: о зайке можно рассказать многое, а что говориться в нашем
тексте о зайке?
- Что
мы сейчас определили?
- А
что такое главная мысль?
Главня
мысль – это, что говорится в тексте о предмете.
III.
Физкультминутка.
IV.
Работа над темой
урока.
- Ребята,
вы сказки любите?
- И
я их очень люблю.
- Сейчас
поиграем в игру «Угадай сказку».
1.
Коза, козлята,
волк, кузнец, съел.
2.
Муха, денежка,
базар, самовар, комар, паук.
3.
Маша,
заблудилась, медведь, испекла, убежала.
- Давайте
еще поиграем. Игра называется «Добавь слова».
- Старик,
старуха, испекла, …
- Теремок,
мышка, лягушка, …
- Как
вы угадали сказки?
- Слова,
по которым легко угадать текст, называются опорными словами.
- Опорные
слова это слова помощники, без которых нельзя обойтись при составлении текста.
- Давайте-ка
мы с вами сегодня выступим в роли авторов и составим свой текст. Но прежде вы
должны выполнить одно очень интересное задание.
- Прочитайте
слова и составьте предложение.
Жили, курочка, в, цыплята, курятнике, и.
- О
ком говорится в предложении?
- Что
о них говорится?
- А
что еще можно рассказать о курочке и цыплятах?
- Вы
определили главную мысль нашего текста.
- А
сейчас мы будем его составлять.
- Для
составления рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись. Кто
вспомнит, как называются эти слова? (опорные слова)
Дети составляют рассказ, используя опорные
слова.
Пошли Вдруг Вылезли
Клевали Увидели Испугалась