МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ
УТВЕРЖДЕНО
СОГЛАСОВАНО
Директор школы
Педагогический совет
________К.В.Васильева
Протокол №7 от «31» августа2023 г.
№51-О от «31» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1911919)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всѐ большую значимость,
как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому
человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка
в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для
успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для
обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том
числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную
грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие
вероятностные расчѐты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из
различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам.
Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчѐта числа вариантов, в
том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаѐт математический
фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При
изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине
мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально
значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и
статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии:
«Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для
формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными,
обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать
простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и
тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение
имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении
учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в
случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами,
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные
представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными
операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также
использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы:
«Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и
построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов.
Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее
значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных
и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории
вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рѐбер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение,
пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.
Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с
равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между
числом вершин и числом рѐбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения.
Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение
вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и
построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с
использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из
дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли.
Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия.
Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое
ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение
закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»
характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в
деятельности учѐного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов
и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные,
единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии
в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно,
точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения
по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно
выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать
мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учѐтом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической
задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде
таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое,
медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,
антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков,
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания
(размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений
и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в
том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера,
числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства
множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов
и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных
правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние
значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведѐнных
измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях
испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Представление данных
7
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
2
Описательная статистика
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
3
Случайная изменчивость
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
4
Введение в теорию графов
4
5
Вероятность и частота случайного
события
4
6
Обобщение, систематизация знаний
5
2
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
5
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Повторение курса 7 класса
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
2
Описательная статистика. Рассеивание
данных
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
3
Множества
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
4
Вероятность случайного события
6
5
Введение в теорию графов
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
6
Случайные события
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
7
Обобщение, систематизация знаний
4
2
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
1
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
1
Повторение курса 8 класса
4
2
Элементы комбинаторики
4
3
Геометрическая вероятность
4
4
Испытания Бернулли
6
5
Случайная величина
6
6
Обобщение, контроль
10
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Представление данных в таблицах
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8
2
Практические вычисления по табличным
данным
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324
3
Извлечение и интерпретация табличных
данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
4
Практическая работа "Таблицы"
1
5
Графическое представление данных в
виде круговых, столбиковых (столбчатых)
диаграмм
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e
6
Чтение и построение диаграмм. Примеры
демографических диаграмм
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602
7
Практическая работа "Диаграммы"
1
8
Числовые наборы. Среднее
арифметическое
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846
9
Числовые наборы. Среднее
арифметическое
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846
10
Медиана числового набора. Устойчивость
медианы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e
11
Медиана числового набора. Устойчивость
медианы
1
12
Практическая работа "Средние значения"
1
1
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a
13
Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах
1
14
Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах
1
15
Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах
1
16
Контрольная работа по темам
"Представление данных. Описательная
статистика"
1
17
Случайная изменчивость (примеры)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc
18
Частота значений в массиве данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c
19
Группировка
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0
20
Гистограммы
1
21
Гистограммы
1
22
Практическая работа "Случайная
изменчивость"
1
23
Граф, вершина, ребро. Представление
задачи с помощью графа
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52
24
Степень (валентность) вершины. Число
рѐбер и суммарная степень вершин. Цепь
и цикл
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba
25
Цепь и цикл. Путь в графе. Представление
о связности графа
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236
26
Представление об ориентированных
графах
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2
27
Случайный опыт и случайное событие
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4
28
Вероятность и частота события. Роль
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8
маловероятных и практически
достоверных событий в природе и в
обществе
29
Монета и игральная кость в теории
вероятностей
1
30
Практическая работа "Частота выпадения
орла"
1
31
Контрольная работа по темам "Случайная
изменчивость. Графы. Вероятность
случайного события"
1
32
Повторение, обобщение. Представление
данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24
33
Повторение, обобщение. Описательная
статистика
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa
34
Повторение, обобщение. Вероятность
случайного события
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186
1
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8
5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Представление данных. Описательная
статистика
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e
2
Случайная изменчивость. Средние числового
набора
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc
3
Случайные события. Вероятности и частоты
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578
4
Классические модели теории вероятностей:
монета и игральная кость
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f076c
5
Отклонения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50
6
Дисперсия числового набора
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50
7
Стандартное отклонение числового набора
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe
8
Диаграммы рассеивания
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6
9
Множество, подмножество
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180
10
Операции над множествами: объединение,
пересечение, дополнение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c
11
Свойства операций над множествами:
переместительное, сочетательное,
распределительное, включения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784
12
Графическое представление множеств
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c
13
Контрольная работа по темам "Статистика.
Множества"
1
14
Элементарные события. Случайные события
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec
15
Благоприятствующие элементарные события.
Вероятности событий
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec
16
Благоприятствующие элементарные события.
Вероятности событий
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72
17
Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca
18
Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca
19
Практическая работа "Опыты с
равновозможными элементарными
событиями"
1
20
Дерево
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e
21
Свойства дерева: единственность пути,
существование висячей вершины, связь
между числом вершин и числом рѐбер
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac
22
Правило умножения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8
23
Правило умножения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36
24
Противоположное событие
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a
25
Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214
26
Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372
27
Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764
28
Правило умножения вероятностей. Условная
вероятность. Независимые события
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae
29
Правило умножения вероятностей. Условная
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a
вероятность. Независимые события
30
Представление случайного эксперимента в
виде дерева
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe
31
Представление случайного эксперимента в
виде дерева
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20
32
Повторение, обобщение. Представление
данных. Описательная статистика
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128
33
Повторение, обобщение. Графы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312
34
Контрольная работа по темам "Случайные
события. Вероятность. Графы"
1
1
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
Представление данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
2
Описательная статистика
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
3
Операции над событиями
1
4
Независимость событий
1
5
Комбинаторное правило умножения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16
6
Перестановки. Факториал. Сочетания и число
сочетаний
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16
7
Треугольник Паскаля
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014
8
Практическая работа "Вычисление
вероятностей с использованием комбинаторных
функций электронных таблиц"
1
9
Геометрическая вероятность. Случайный выбор
точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884
10
Геометрическая вероятность. Случайный выбор
точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50
11
Геометрическая вероятность. Случайный выбор
точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe
12
Геометрическая вероятность. Случайный выбор
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208
точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги
окружности
13
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до
первого успеха
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162
14
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до
первого успеха
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356
15
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до
первого успеха
1
16
Испытания Бернулли. Вероятности событий в
серии испытаний Бернулли
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2
17
Испытания Бернулли. Вероятности событий в
серии испытаний Бернулли
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680
18
Практическая работа "Испытания Бернулли"
1
19
Случайная величина и распределение вероятностей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44
20
Математическое ожидание и дисперсия случайной
величины
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6
21
Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86
22
Понятие о законе больших чисел
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4
23
Измерение вероятностей с помощью частот
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652
24
Применение закона больших чисел
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116
25
Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c
26
Обобщение, систематизация знаний. Описательная
статистика
1
27
Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных. Описательная статистика
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a
28
Обобщение, систематизация знаний. Вероятность
случайного события
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e
29
Обобщение, систематизация знаний. Вероятность
случайного события. Элементы комбинаторики
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c
30
Обобщение, систематизация знаний. Элементы
комбинаторики
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54
31
Обобщение, систематизация знаний. Элементы
комбинаторики. Случайные величины и
распределения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408
32
Обобщение, систематизация знаний. Случайные
величины и распределения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a
33
Итоговая контрольная работа
1
34
Обобщение, систематизация знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56
1
1
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2
частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вероятность и статистика. Методические рекомендации. 7 - 9 классы./Высоцкий И.Р.,
Ященко И.В./ под ред. Ященко И.В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ptlab.mccme.ru/sites/ptlab.mccme.ru/files/mat_7_09_general.pdf