Адаптированная рабочая программа русский язык 7 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.
под редакцией И.М. Бгажноковой, М. «Пр.»,2018г. При планировании использован материал учебника русского языка 7 класса для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская М., «Просвещение»,
2016 г.
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на
вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения
упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых
незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно –
следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и
позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников,
способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой
степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения русскому языку в 7 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы,
наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)

Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Русский язык» 7 класс (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающиеся должны достигнуть следующих
результатов:
Личностные результаты:
Обучающиеся научатся:


понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;



осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;



применять достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:



осознавать эстетическую ценность русского языка;



уважительно относиться к родному языку;



испытывать гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;



стремиться к речевому самосовершенствованию;



осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результататы:
Обучающиеся научатся:
•

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (темы текста, основной мысли);

•

адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

•

способности извлекать информацию из различных источников;

•

умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

•

способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);

•

способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;

•

умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

•

применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

•

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Обучающиеся получат возможность научиться:



применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне (на уроках истории, литературы и др.);



принимать участие в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:



Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; составлять простой план.



Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты.



Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать
повествовательные художественные тексты.



Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой план
анализируемого текста.



Правильно произносить широко употребляемые слова.



Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа.



Указывать морфологические признаки изученных частей речи.



Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:


Составлять сложный план текста, прогнозировать содержание текста по заголовку, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.



Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи.



Подробно и сжато пересказывать тексты.



Определять тему, основную мысль текста.



Различать части речи, правильно указывать морфологические признаки изученных частей речи.



Находить орфограммы в морфемах.

Содержание учебного материала
Повторение (9 ч.)

Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.
Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово (20 ч.)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи.
Имя существительное.(13 ч.) Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных
окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное.(16 ч.) Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и
падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение.(14 ч.) Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.
Глагол. (24 ч.)Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на –ся (сь).
Предложение(19 ч.)
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с
однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь( развитие речи) (9 ч.) (Упражнения даются в процессе изучения всего программного материала)
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение пот личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о
приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.(12 ч.)
№ раздела

Тема раздела

1.
2.
3.
4.
5.

Повторение.
Состав слова.
Морфология.
Предложение. 2 ч. 19ч. +2 р.р.
Повторение пройденного за год.
Итого:

Тематическое планирование.

Количество
часов
9ч.+1ч.к.сп.
20ч.+2 ч.р.р.
67ч.+3ч.р.р.
2 ч. 19ч. +2 р.р.
12 ч.
136ч.

№ урока

Тема урока
Повторение. 9+1.

Количество часов

1.
2-3.
4-5.
6-7.
8.
9.
10.

Простое и сложное предложения
Простые предложения с однородными членами

1
2
2
2
1
1
1

11-14.
15-16.
17-18.
19-20.
21-22.
23-24.
25-26.
27.
28.
29-30.
31.
32.
33-34.
35-39.
40.
41-44.
45.
46.
47-48.
49-51.
52-53.
54-57.
58.

Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.

Сложные предложения с союзами и, а, но
Деловое письмо: телеграмма.
Контрольное списывание по теме «Предложение».
Повторение. Простое и сложное предложения.
Состав слова. 20+2 р.р.
Корень, приставка, суффикс, окончание.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные в корне.
Непроизносимые согласные в корне.
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твердый знак после приставок..
Приставка и предлог.
Сложные слова.
Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» (с.63, упр. 87).
Контрольное списывание по теме «Состав слова».
Повторение. Состав слова.
Имя существительное. 13+1р.р.
Имя существительное: род, число, падеж, склонение.
Склонение имен существительных в ед.ч.
Деловое письмо: объяснительная записка
Склонение имен существительных во мн.ч.
Контрольное списывание по теме «Имя существительное».
Повторение. Имя существительное.
Имя прилагательное. 16+ 1р.р.
Имя прилагательное: род, число, падеж. Согласование имен прилагательных с существительными.
Склонение имен прилагательных м.р и ср.р.
Склонение имен прилагательных ж.р.
Склонение имен прилагательных во мн.ч.
Деловое письмо: заявление.

4
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
5
1
4
1
1
2
3
2
4
1

59-60.
61-63.
64-65.
66-67.
68-69.
70-72.
73-75.
76.
77.
78.
79-80.
81-84.
85-86.
87-89.
90-91.
92.
93.
94.
95.
96.
97-98.
99-100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108-109.
110.
111.

Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное», работа над ошибками.
Повторение. Имя прилагательное.
Местоимение. 40 ч. 14 +1 р.р.
Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3 лица.
Личные местоимения 1-го лица.
Личные местоимения 2-го лица.
Личные местоимения 3-го лица.
Деловое письмо: письмо.
Контрольное списывание по теме «Местоимение».
Повторение. Местоимение.
Глагол. 24 + 1 р.р.
Понятие о глаголе.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам.
1-е лицо глаголов.
2-е лицо глаголов.
3-е лицо глаголов.
Глаголы на –ся (-сь).
Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься.
Правописание глаголов в 3-м лице.
Изложение по плану и опорным словам. с. 232 упр.309.
Контрольное списывание по теме «Глагол».
Повторение. Глагол.
Предложение. 2 ч. 19ч. +2 р.р.
Простое предложение.
Предложение распространенное и нераспространенное.
Главные и второстепенные члены предложения.
Простое предложение с однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах.
Изложение. Описание репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна Лебедь».
Сложное предложение.

2
3
2
2
2
3
3
1
1
1
2
4
2
3
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

112-113.
114-115.
116-117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132-133.
134.
135-136.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными
предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.
Деловое письмо: объявление.
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Виды предложения по интонации.
Знаки препинания в конце предложения.
Контрольное списывание по теме «Предложение».
Повторение. Предложение.
Повторение пройденного за год. 12 ч.
Части речи.
Состав слова.
Правописание гласных и согласных в корне.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение личных местоимений.
Правописание глаголов.
Простое и сложное предложения.
Итоговое контрольное списывание.
Повторение.

2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2

Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание.
Москва. «Просвещение». 2011 г.
2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.
2.Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 7 М.: Просвещение, 2021г.
3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.
5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.
6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;
7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.
8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.
9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.
10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во
АРГО»,1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».