МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района МАОУ Туендатская ООШ УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО Директор школы Педагогический совет ________К.В.Васильева Протокол №7 от «31» августа2023 г. №51-О от «31» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся с ЗПР 7–9 классов д.Туендат 2023 год 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по информатике для учеников сЗПР на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по информатике даѐт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам. Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных Профессиональных ПК и программных средствах. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Однако программа курса информатики для детей с отклонениями в развитии предполагает и коррекционнуюнаправленность обучения, предусматривающую: активизациюпознавательной деятельности; формирование общеинтеллектуальных уменийи навыков; развитие устной и письменной речи; формирование учебноймотивации, навыков самоконтроля и самооценки деятельности обучающихся. При проведении занятий делается опора на жизненный опыт обучающихся, учитывается практическая направленность предмета, соблюдается принцип необходимости и достаточности. Наиболее трудныетемы, такие как «Объекты и системы», «Информационное моделирование», «Программирование», «Информационные технологии и общество» упрощены, многие вопросы рассматриваются ознакомительно, алгоритмы и программы составляются по образцу с помощью учителя. Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных 2 технологий. Информатика в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическиммоделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики;алгоритмы и программирование; информационные технологии. На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Цифровая грамотность 3 Компьютер – универсальное устройство обработки данных Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров.Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объѐм хранимых данных (оперативная память компьютера, жѐсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем.Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов вебресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Теоретические основы информатики Информация и информационные процессы Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и 4 формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определѐнной мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объѐм данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объѐма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объѐм текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных идругих непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубинакодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценкаинформационного объѐма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналовзаписи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением ихранением звуковых файлов. Информационные технологииТекстовые документы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других элементов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов Интернета для обработки текста. Компьютерная графика Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайдтекста и изображений. Работа 5 с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. КЛАСС Теоретические основы информатикиСистемы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Элементы математической логики Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в видеблок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейныйалгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, ШкольныйАлгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трѐх и четырѐх чисел. Решение 8 6 квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. 9 КЛАСС Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации вИнтернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы). Работа в информационном пространстве Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и другие), справочные службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб- сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Теоретические основы информатикиМоделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) 7 моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертѐжник и другими. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путѐм ввода чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчѐт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального (максимального) элементамассива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Управление Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома, автономная система управления транспортнымсредством и другие системы). Информационные технологииЭлектронные таблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютнаяи смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчѐт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОИНФОРМАТИКЕ Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальныхпоступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: 9 осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,в том числе существующих в виртуальном пространстве. 10 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действияБазовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливатьискомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действияОбщение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; 11 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действияСамоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующиерешения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объѐма и скорости передачи данных; оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; 12 ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; понимать структуру адресов веб-ресурсов; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя. К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированыследующие умения: пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операциии выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник; 13 составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык); раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту ицелям моделирования; использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчѐтов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчѐт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн- программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности; использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учѐтом основных технологических и социально- психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасностьвредоносного кода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и темпрограммы Контрольные Всего работы Практические работы Раздел 1.Теоретические основы информатики 1.1 Информация и информационныепроцессы 3 1.2 Представление информации 5 1.3 Измерение информации 3 Итого по разделу 1 11 Раздел 2.Цифровая грамотность 2.1 Компьютер – универсальное устройство обработки данных 3 2.2 Программы и данные 3 2.3 Компьютерные сети 2 Итого по разделу 1 8 Раздел 3.Информационные технологии 3.1 Текстовые документы 6 3.2 Компьютерная графика 4 15 1 https://m.edsoo.ru/7f41646e 3.3 Мультимедийные презентации Библиотека ЦОК 3 Итого по разделу 13 Резервное время 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 16 https://m.edsoo.ru/7f41646e 3 0 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и темпрограммы Контрольные работы Всего Практические работы Раздел 1. Теоретические основы информатики 1.1 Системы счисления 6 1 1.2 Элементы математической логики 6 1 Итого по разделу 12 Раздел 2. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические 2.1 конструкции 10 2.2 Язык программирования 9 2.3 Анализ алгоритмов 2 Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 21 1 34 17 3 0 9 № п/п КЛАСС Количество часов Наименование разделов и темпрограммы Контрольные работы Всего Практические работы Раздел 1. Цифровая грамотность 1.1 Глобальная сеть Интернет и стратегиибезопасного поведения в ней 3 1.2 Работа в информационном пространстве 3 Итого по разделу 6 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1 Моделирование как метод познания 8 Итого по разделу 1 8 Раздел 3. Алгоритмы и программирование 3.1 Разработка алгоритмов и программ 6 3.2 Управление 2 Итого по разделу 1 8 Раздел 4. Информационные технологии 4.1 Электронные таблицы 4.2 Информационные технологии в 10 1 18 современном обществе Итого по разделу 11 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 19 2 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Информация и данные 1 2 Информационные процессы 1 3 Обобщение темы "Информация и информационные процессы" 1 4 Представление информации 1 5 Двоичное представление данных 1 6 Единицы измерения информациии скорости передачи данных 1 7 Представление данных в компьютере как текстов вдвоичном алфавите 1 8 Кодирование и декодирование в двоичном коде. 1 9 Единицы измерения информации 1 10 Информационный объемсообщения Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательныересурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a161966 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a161e2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a161fec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a162186 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a16249c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a162316 1 20 11 Контрольная работа по разделу "Теоретические основы информатики" 1 12 Компьютер. Устройство иосновные функции. 1 13 Персональный компьютер 1 14 Обобщение понятий темы "Компьютер - универсальное устройство обработки информации" 1 15 Программное обеспечение компьютера. Правовая охрана программ и данных 1 16 Файлы и папки. Основные операции с файлами и папками 1 17 Пользовательский интерфейс 1 18 Компьютерные вирусы и антивирусные программы 1 19 20 Сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет. Стратегии безопасного поведения вИнтернете Кодирование цвета. Оценка информационного объѐма графических данных для растрового изображения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1521d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1523ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152826 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152a74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152cfe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a152f74 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a153460 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a1629ec 21 21 Текстовые документы, их ввод и редактирование в текстовом процессоре 1 22 Форматирование текстовых документов 1 23 Параметры страницы. Списки и таблицы 1 24 Вставка нетекстовых объектов в текстовые документы 1 25 Интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов 1 26 Обобщение и систематизациязнаний по теме «Текстовые документы». Проверочная работа 1 27 Графический редактор. Растровые рисунки 1 28 Операции редактирования графических объектов 1 29 Векторная графика 1 30 Обобщение и систематизация знаний по теме «Компьютерная графика» 1 31 Подготовка мультимедийных презентаций 1 32 Добавление на слайд 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a162e7e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a162fe6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1632d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1632d4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1635c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a163874 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1639d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a163b30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a16404e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1642c4 Библиотека ЦОК 22 аудиовизуальных данных,анимации и гиперссылок https://m.edsoo.ru/8a164472 33 Обобщение и систематизация знаний по теме «Мультимедийные презентации». Проверочная работа 1 34 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a164652 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a164828 34 2 23 0 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 Всего Непозиционные и позиционныесистемы счисления Развернутая форма записи числа 1 3 Двоичная система счисления.Арифметические операции в двоичной системе счисления 1 4 Восьмеричная система счисления 1 Шестнадцатеричная системасчисления Проверочная работа по теме «Системы счисления» 1 7 Логические высказывания 1 8 Логические операции «и», «или», «не» 1 9 Определение истинностисоставного высказывания https://m.edsoo.ru/8a1649e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a164ba2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a164d96 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a165296 Библиотека ЦОК 1 6 https://m.edsoo.ru/8a16549e 1 Таблицы истинности 1 11 Логические элементы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a16564c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1657fa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a165b56 Библиотека ЦОК 1 10 Дата изучения Библиотека ЦОК 1 2 5 Контрольные Практические работы работы Электронные цифровые образовательныересурсы https://m.edsoo.ru/8a165cf0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a165e94 24 12 13 14 15 16 17 18 Контрольная работа по теме «Элементы математическойлогики» Понятие алгоритма. Исполнителиалгоритмов Свойства алгоритма. Способызаписи алгоритма Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполнаяформы Алгоритмическая конструкция «повторение» Формальное исполнениеалгоритма 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a178c38 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17949e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a179606 1 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17998a Библиотека ЦОК 1 19 Разработка несложных алгоритмовс использованием циклов для управления формальными исполнителями 1 20 Разработка несложных алгоритмовс использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями 1 21 Выполнение алгоритмов 1 22 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по 1 https://m.edsoo.ru/8a179aac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a179e1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a179e1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17a06a 1 25 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17a18c 23 24 25 теме «Исполнители и алгоритмы.Алгоритмические конструкции» Язык программирования. Система программирования Переменные. Операторприсваивания Программирование линейныхалгоритмов 1 1 1 26 Разработка программ, содержащихоператор ветвления 1 27 Диалоговая отладка программ 1 28 Цикл с условием 1 29 Цикл с переменной 1 30 Обработка символьных данных 1 31 Обобщение и систематизациязнаний по теме «Язык программирования» 1 32 Анализ алгоритмов. Определениевозможных результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ac4a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ad6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ae8e Библиотека ЦОК 1 33 Анализ алгоритмов. Определение возможных входных данных, приводящих к данному результату 1 34 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 https://m.edsoo.ru/8a17afa6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b456 26 по курсу информатики 8 класса ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ 34 3 27 0 9 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные 1 2 Информационная безопасность 1 3 Учет понятия об информационной безопасности при создании комплексных информационных объектов в виде веб-страниц 1 4 Виды деятельности в сетиИнтернет Контрольные работы 5 1 6 Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сетьИнтернет и стратегии безопасногоповедения в ней», «Работа в информационном пространстве» 1 7 Модели и моделирование. Классификации моделей 1 8 Табличные модели 1 Дата изучения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b690 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b7bc Библиотека ЦОК 1 Облачные технологии. Использование онлайн-офиса дляразработки документов Практические работы Электронные цифровые образовательныересурсы https://m.edsoo.ru/8a17b8e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ba1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17bb36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17be06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c04a 28 9 Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов кбазе данных 1 10 Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе 1 11 Дерево. Перебор вариантов спомощью дерева 1 12 Математическое моделирование 1 13 14 15 Этапы компьютерногомоделирования Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Моделирование как метод познания» Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c392 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/8a17c4aa 1 Одномерные массивы 1 17 Типовые алгоритмы обработки массивов 1 18 Сортировка массива 1 https://m.edsoo.ru/8a17c9c8 Библиотека ЦОК 1 16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cb12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cc3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cd60 29 19 20 21 Обработка потока данных Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа потеме «Разработка алгоритмов ипрограмм» Управление. Сигнал. Обратнаясвязь 1 Роботизированные системы 1 23 Электронные таблицы. Типы данных в ячейках электронной таблицы 1 24 Редактирование и форматирование таблиц 1 25 Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического 1 26 Сортировка и фильтрация данныхв выделенном диапазоне 1 28 29 30 Построение диаграмм и графиковв электронных таблицах Относительная, абсолютная и смешанная адресация Условные вычисления вэлектронных таблицах Обработка больших наборовданных https://m.edsoo.ru/8a17d01c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d1ca Библиотека ЦОК 1 22 27 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17d4d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d602 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d710 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d832 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d990 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17db70 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17e08e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17e2b4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17e6ba Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a17e87c 30 31 32 33 34 Численное моделирование в 1 электронных таблицах Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронныетаблицы» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17eaca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ec3c Роль информационных технологий в 1 развитии экономики мира, страны, региона Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ed54 Резервный урок. Обобщение и систематизация. Итоговое повторение1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ee6c 2 31 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • • Информатика, 7 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение» • Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение» • Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Информатика. Методическое пособие. 7 – 9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ee6c http://www.uchportal.ru/load/ - Учительский портал; http://pedsovet.su/load/45 - Pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей; http://festival.1september.ru/articles/subjects/33 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC). 39