АООП УО(вариант1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Туендатская основная
общеобразовательная школа Первомайского района Томской области

УТВЕРЖДАЮ:
Приказом директора
МАОУ Туендатской ООШ
№ 51-о от 31.08.2023

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАОУ Туендатской ООШ
(протокол от 31.08.2023 №7)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

д.Туендат, 2023 г.

1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

3
5

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочие программы по учебным предметам
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.3 Рабочая программа воспитания
2.4 Программа коррекционной работы
3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

5
8
8
8

1
2
2.1
2.2

2

12
12
14

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе ФАОП
ООО, утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1026 от 24.11.2022 г.
В МАОУ Туендатской ООШ реализуется адаптированная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствующая
вариантуФАООП УО: с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс.
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП может быть реализована в разных
формах: как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально. Обязательной является
организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых
образовательных потребностей обучающихся.
В основу разработки АООП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и
учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В основу АООП УО положены следующие принципы:
 принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
 принцип
коррекционно-развивающей
направленности
образовательного
процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития"
с учетом особых образовательных потребностей;
 принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
 принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных
способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
 принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
 принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных
областей и результаты личностных достижений;
3

 принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в
соответствии с требованиями Стандарта. АООП УО имеет два варианта: АООП обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АООП
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Каждый вариант АООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам
освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной
отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения,
наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной
организации.
Для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополнительно
реализуется индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого- медико-педагогического
обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель – создать условия для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Основные задачи
 овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
 формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями;
 достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с учетом
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающаяся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает
образование по АООП (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Срок реализации программы:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Развитие детей характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального
развития. Затруднения в психическом развитии обусловлены замедленным формированием условных
связей, тугоподвижностью нервных процессов. Интеллектуальные нарушения всех сторон
психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие,
4

мышление, деятельность, речь и поведение.
В психики обучающихся отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их
слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся отмечена неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений, что приводит к затруднению адекватности ориентировки детей в окружающей среде.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка. Недоразвито словеснологическое мышление.
Лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при
этом, труднее осознает и запоминает внутренние логические связи. Недостатки памяти проявляются
не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения:
вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация
воспроизводится бессистемно, с большим количеством искажений. В значительной степени
нарушено произвольное внимание.
Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с
точной координацией мелких движений пальцев рук. Волевая сфера характеризуется слабостью
собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Особенностями межличностных
отношений является: слабая мотивированность на установление межличностных контактов. Это
выражается в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.
Особые образовательные потребности обучающейся
 непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
 развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
 специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать
совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
 использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
демон стрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
 стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
 формирование готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию через
обучения детей в среде других обучающихся.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП оцениваются как
итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов
результа тов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
Личностные результаты (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
5

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том

числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзыв
чивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования
по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико- педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Далее представлены предметные результаты
по предметным областям в соответствии с ФАОП УО.
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области
"Язык и речевая практика" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
"Математика" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
"Естествознание" на конец VI класса
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
"Естествознание" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
"Человек и общество" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
"Физическая культура" на конец обучения (IX класс)
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
"Технология" на конец обучения (IX класс)
1.2.

Система оценки достижения планируемых результатов
6

результатов по предметной области
результатов по предметной области
результатов по предметной области
результатов по предметной области
результатов по предметной области
результатов по предметной области

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы решает следующие
задачи:
 закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
 обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий
вести оценку предметных и личностных результатов;
 позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающейся и развития
жизненной компетенции.
Оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом, некоторые личностные
результаты оцениваются качественно. Всесторонняя и комплексная оценка осуществляться на
основании оценки результатов на основе мнений членов школьного ПМПК. Для полноты оценки
личностных результатов учитываются мнение родителей (законных представителей).
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития
обучающегося (дневник наблюдений).
Программа системы оценки также включает:

1) перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной) компетенции
учащихся;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата (см. Таблица );
Критерий
Владение навыками
коммуникации
и
принятыми ритуалами
социального
взаимодействия, в том
числе с использованием
информационных
технологий

Программа оценки личностных результатов
Параметры оценки
Индикаторы
сформированность навыков
способность инициировать и
поддерживать коммуникацию с
коммуникации со взрослыми
взрослыми способность применять
адекватные способы поведения в
разных ситуациях способность
обращаться за помощью
сформированность навыков
коммуникации со
сверстниками

способность инициировать и
поддерживать коммуникацию со
сверстниками способность применять
адекватные способы поведения в
разных ситуациях способность
обращаться за помощью

Владение средствами
коммуникации

способность использовать
разнообразные средства
коммуникации
согласно ситуации
способность правильно применить
ритуалы социального взаимодействия
согласно ситуации

адекватность применения
ритуалов
социального взаимодействия
3) Карта индивидуальных достижений ученика;
4) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов;
5) локальные акты, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов;

Предметные результаты связаны с овладением содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающейся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценку предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса, т. е. когда у
ребенка будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Во время обучения в первом дополнительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого
7

полугодия II-го класса для поощрения и стимулирования работы ученицы, используется только
качественная оценка.
Предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или
«неверные» (правильность выполнения задания). По критерию полноты предметные результаты
оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий
оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не
выполнено при оказании различных видов помощи.
Виды заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные,
практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Показатель
оценивания
верно
выполненных
заданий
к
общему
объему:
«удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Соотношение с оценками: «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
По завершению реализации АОП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность
обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на
основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении психоэмоционального
статуса.
Оценка результатов деятельности Учреждения осуществляется в ходе ее аккредитации, а также
в рамках аттестации педагогических кадров. Предметом оценки является текущая оценочная
деятельность педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений
обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Рабочие программы по учебным предметам
соответствуют федеральным рабочим программам ФАОП УО

2.2. Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий (далее ― программа формирования БУД)
реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к
личностным и предметным результатам освоения программы. Программа формирования БУД
реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности,
формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования. БУД обеспечивают
становление учебной деятельности ребенка в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Цель: формирование основ учебной деятельности, которые обеспечивают подготовку к
самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
 формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный
компонент учебной деятельности;
 развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную
помощь педагога.
Сформированность базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения
8

1.

2.
3.

4.

школе.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
Функции базовых учебных действий:
 обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
 реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
 формирование готовности к дальнейшей трудовой деятельности;
 обеспечение целостности развития личности обучающейся. 
Состав и характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика,
понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе
интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с
взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе
обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических
операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций,
которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях,
составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является
показателем их сформированности.
V-IX классы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости
за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно
включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

9

10
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
БУД

Перечень учебных действий

Учебный предмет
6-12 год обучения

Коммуникативные
учебные действия

Личностные учебные действия

БУД

Перечень учебных действий
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими
правами
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах
поведения в современном обществе
активно включаться в общеполезную социальную деятельность
осознанно относиться к выбору профессии
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование,
отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый незнакомый и т.п.)
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач, в том числе информационные
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

10

Учебный предмет
Основы
социальной
жизни, Обществоведение
Этика
Русский язык
Русский язык Чтение

Профильный труд
Основы
социальной
жизни
Природоведение
Биология
Русский язык
Чтение
Математика

Основы
социальной
жизни, Этика

Регулятивные учебные
действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и 11
практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классифи кацию, установление
аналогий, закономерностей, при чинно следственных связей) на наглядном, доступном вер бальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(при родных, социальных, существенные связи и отношения между объектами и процессами культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания,
отражающие доступные

Русский язык Чтение,
Природоведение
Биология, География
Математика
Основы
социальной жизни
Мир Истории отечества
Обществоведение
Этика, Музыка
Изобразительное
искусство Профильный
труд,
Физическая
культура
Русский язык, Чтение
Математика,
Природоведение
Биология, География
Основы
социальной
жизни
Мир истории История
отечества
Обществоведение
Этика

Для оценки сформированности каждого действия используется, следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при

необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию
учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

11

2.3. Рабочая программа воспитания АОП УО (вариант 1) соответствует рабочей программе ООП
ООО, т.к. обучающиеся учатся инклюзивно в соответствующих классах.
2.4. Программа коррекционной работы
Цель коррекционной работы - комплексное психолого-медико-педагогического
сопровождения ребенка в условиях образовательного процесса, направленного на освоение АОП,
преодоление и/или ослабление имеющихся недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:

выявление особых образовательных потребностей, обусловленных структурой и
глубиной имеющихся нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи;

организация индивидуальных и групповых занятий;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации;

оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической
помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим
вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы.
Принцип непрерывности - проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения
школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип сотрудничества с семьей. Коррекционная работа проводится:
— в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного
процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
— в рамках внеурочной деятельности (коррекционно-развивающие и логопедические занятия,
занятия ритмикой);
— в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
1. Диагностическая работа - выявление особенностей развития и здоровья.

психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления особых
образовательных потребностей: развития познавательной сферы, специфических трудностей
в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; развития
эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
 определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
 мониторинга динамики развития;

анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных меропри ятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
 сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
 наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
 беседы с учащимися, учителями и родителями,
 изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
 оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
 составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося
(совместно спедагогами),
 организация внеурочной деятельности,
 организация и проведение индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых для
преодоления нарушений развития ребенка,
 развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
 социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
12

3. Консультативная работа включает:

 психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных ученика,
 консультативную помощь семье.
4. Информационно-просветительская работа включает:
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально- типологических особенностей ребенка,
 психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной
психолого- психологической компетентности.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов школы с организациями и органами государственной власти,
связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки,
трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Социальное партнерство – взаимодействие школы с ЦДОД, ДК д.Туендат, общественными
организациями и другими институтами общества.

Коррекционн ая
работа

Диагностика

План коррекционной работы

МЕТОДИКА
КЛАССЫ ЦЕЛЬ
«Анкета оценки школьной мотивации 5-6
Изучение уровня школьной
и
мотивации
адаптации»
Изучение уровня
Методика «Дерево»
5-9
эмоционального комфорта в
классе
Методика «Социометрия» Морено
5-9
Изучение социометрического
статуса
Методика по Ханину- Стамбулову
5-9
Изучение уровня эмоционального
контакта с учителем
Изучение эмоциональной
Опросники личности Кэттела А.М.
6-8
сферы особенностей
Прихожан
Методика «САН» Ю.Л.Ханина
9
Тест опросник В.В.Столина
родител
Изучение особенностей детскои
родительских отношений
Методика «Уровень тревожности»
5-6
Изучение уровня школьной
тревожности
А.М.
Прихожан
Методика «Дерево»
5-6
Итоговая диагностика
эмоционального
благополучия
«Мои интересы и склонности»
9
Профориентационная работа
5-9
Программа развития
Развитие и коррекция
эмоционально-личностной сферы
эмоционально-личностной
групповые сферы
Программа общения для подростков

Консультирование

Информаци
оннопросветител
ьская

Беседы «Как вести себя в школе»
«Мои внутренние враги и друзья»
«Как найтидрузей» «Как общаться с
родителями»
«Как бороться с ленью»
«Вредные привычки»

5-9

Развитие и коррекция
коммуникативной
сферы поведения
Педагоги, родители

5-6
7-9

Профилактика негативных
явлений вдетской среде

7-9

13

СРОКИ
сентябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
февраль
Февраль
Апрель
Февраль
март
май
май
Ноябрьдекабрь
Февральмарт
сентябрьмай
В течение
года
В течение
года

Родительские собрания
«Психологические особенности
развития детей», «Мой
особенный ребенок»

Информирование и
профилактика трудностей

5-6
7-9

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом
индивидуальных пробелов в их развитии. Коррекционные занятия проводятся от 15 до 20 минут,
индивидуальные и групповые (в маленьких группах из двух-трех обучающихся), укомплектованных
на основе сходства корригируемых недостатков.
Планируемые результаты коррекционной работы
Универсальные компетенции:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния
индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом
возможностей своего здоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного
феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей
тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и
укреп ления личного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения
значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными
средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом
индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального
здоровья во всех его проявлениях;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с
целью сохранения эмоционального благополучия.
Программы курсов коррекционно-развивающей области соответсвуют ФАОП УО (вариант1)
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Ритмика

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Пояснительная записка к учебному плану 6-7 классов на 2023-2024 уч. г.
Учебный план разработан на основе Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №
1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" В учебном плане
представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Учебный план
состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
14

обеспечивает достижение целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей каждого обучающегося через введение
курсов коррекционно-развивающей области.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными
занятиями (логопедическими и психо-коррекционными) и ритмикой. Продолжительность занятий
определяется индивидуально в соответствии с заключением ТПМПК в групповой или индивидуальной
форме).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности предоставляют обучающимся
возможность выбора в соответствии с планом внеурочной деятельности начального общего
образования.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей каждого обучающегося через введение курсов
коррекционно-развивающей области. Содержание коррекционно-развивающей области учебного
плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психо-коррекционными) и
ритмикой. Продолжительность занятий определяется индивидуально в соответствии с заключением
ТПМПК в групповой или индивидуальной форме). Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности предоставляют обучающимся
возможность выбора в соответствии с планом внеурочной деятельности начального общего
образования.
Учебный план 6, 7 класса (ФГОС УО вариант 1)

Предметные области

Класс

Количество часов

Учебные предметы

VI (1)

VII (1)

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

4

4

Чтение (Литературное чтение)

4

4

2. Математика

Математика

4

3

15

Информатика

-

1

Природоведение

2

-

Биология

-

2

География

2

2

Основы социальной жизни

2

2

Мир истории

2

-

История Отечества

-

2

Музыка

-

-

Рисование (изобразительное
искусство)

-

-

6. Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

7. Технология

Профильный труд

6

7

Итого

28

28

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

2

1

Читательская грамотность

1

1

Финансовая грамотность

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

30

30

Коррекционно-развивающая область

6

6

Ритмика

1

1

Коррекционно-развивающие занятия

5

5

Логопедические занятия

1

1

Психокоррекционный занятия:

5

5

Развитие познавательной сферы

1

1

Развитие эмоционально-личностной сферы

1

1

Развитие коммуникативной сферы и социальная
интеграции

2

2

3. Естествознание

4. Человек и общество

5. Искусство

16

Развитие навыков социального поведения

1

1

Внеурочная деятельность:

4

4

Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 25 мин.
План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный
воспитательной работы, система условий реализации АОП соответствуют ООП ООО.

17

план


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».