МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района МАОУ Туендатская ООШ РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №7 от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________Васильева К.В. №51-О от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета География. 7 класс (для обучающихся ОВЗ УО/в.1/) 68 часов на 2023-2024 учебный год д. Туендат 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень ( 2004 год) и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М. и учебника «География России» под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н. Соломиной в 7 классе М.: Просвещение,2013) Адаптированной образовательной программы МАОУ Туендатской основной общеобразовательной школы Первомайского района Томской области на 2023 – 2024 учебный год. Данная программа даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа по географии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, интернациональное, эстетическое, экологическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Цель: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, по географии нашей страны. создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии. Задачи предмета: Формировать элементарные географические представления Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.) Развивать любознательность, научное мировоззрение Формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края. Прививать гражданские и патриотические чувства. Усвоение правил поведения в природе. Планируемые результаты. Учащиеся должны знать: - положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе; - пояса освещенности, в которых расположена наша страна; - природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; - природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; - типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; - хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне; - экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; - правила поведения в природе; - расположение географических объектов на территории России, указанных в программе. Учащиеся должны уметь: - показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; - показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту; - устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; - выполнять задания в « Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной школы 8 вида (количество заданий и время выполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся); - правильно вести себя в природе. Содержание программного курса. В разделе " Особенности природы и хозяйства России" повторяются и закрепляются знания, полученные учащимися в 6 классе, а также знакомятся с понятием "промышленность" и "сельское хозяйство" и их отраслями. В разделах "Зона арктических пустынь", "Зона тундры", "Зона лесов", "Зона степей", "Зона полупустынь и пустынь", "Зона субтропиков" идет знакомство с географическим положением, климатом, растительным и животным миром, а также с занятиями населения данных природных зон. Раздел "Высотная поясность в горах" посвящен изучению природы и хозяйства Северного Кавказа, Урала, Алтая и Саян. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 7 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). На каждый изучаемый отдел отведено определённое количество часов, указанных в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе изучения географии в 7 классе предполагает: Использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала; Использование Интернет- ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на уроке; Использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала; Межпредметные связи: познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (предметные результаты) Учащиеся должны знать: Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; Пояса освещенности, в которых расположена наша страна; Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне; Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; Правила поведения в природе; Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе. Учащиеся должны уметь: Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; Делать несложные макеты изучаемых природных зон; Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе. Срок реализации программы 1 учебный год. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Тема раздела Электронные (цифровые) Контрол Практи образовательные ь-ные ческие ресурсы работы работы 1. Особенности природы и хозяйства России 11 2. Природные зоны России 2 3. Зона арктических пустынь 5 4. Зона тундры 8 5. Лесная зона 18 1 0,5 6. Зона степей 10 1 1,5 7. Зона пустынь и полупустынь 6 8. Зона субтропиков 2 9. Высотная поясность в горах 5 10. Обобщение 1 1 Итого: 68 3 Кол-во часов Всего 1,5 0,5 4 Календарно тематическое планирование по Географии - 7 класс 68 часов, в неделю – 2 часа (коррекционное обучение) № уро ка Тема урока 1. Географическое положение России на карте мира. 1 2. Европейская и азиатская деление части России 1 3. Административно е деление России 1 4. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. 1 5. Полезные ископаемые, их основные месторождения Климат России 1 Водные ресурсы России, их использование 1 6. 7. Всего Количество часов Контрольные работы Практические работы 0,5 0,5 1 0,5 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Население России. 1 Народы России. Промышленность- основа хозяйства, её отрасли Особенности развития с/х и транспорта. 1 Уровни экономического развитие европейской и азиатской частей России. Природные зоны. Значение зональных различий. Карта природных зон России 1 Положение на карте. Моря и острова. 1 1 1 1 0,5 15. Климат. Особенности природы. 1 16. Растительный и животный мир. 1 17. Население и его основные хозяйства. 1 18. Обобщающий урок. 1 19. 20. 21. 22. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоёмы тундры. 1 Особенности природы. Растительный мир. Животный мир тундры. 1 1 1 23. Хозяйство. Население и его основные занятия. 1 24. Города тундры: Мурманск и Архангельск. 1 25. Города : Нарьян- Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры. Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности климата 1 Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. 1 26. 27. 28. 29. 1 1 1 30. 31. Природные 1 богатства лесной зоны. Растительный мир. Смешанные и 1 лиственные леса. 32. Животный мир 1 лесной зоны. 33. Животный мир 1 лесной зоны. 34. Пушные звери. 1 35. Какую пользу приносит лес лесной промышленности. Охота Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России. 1 36. 37. 1 1 1 0,5 38. Особенности развития СевероЗападной России. 1 39. Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков. Калининград. Западная Сибирь. 1 41. Восточная Сибирь. 1 42. Дальний Восток. 1 43. Заповедники и заказники лесной зоны. 1 44. Обобщающий урок по лесной зоне. 1 45. Зона степей 1 40. 1 46. 47. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растения зоны степей. 1 1 48. Животный мир степей. 1 49. Хозяйство. Население и его основные занятия. 1 50. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Города степной зоны: Самара, Саратов. 1 52. Города степной зоны: город герой Волгоград. 1 53. Города степной зоны: Ростов –на – Дону, Ставрополь, Краснодар. 1 51. 0,5. 1 0,5 1 0,5 54. Охрана природы зоны степей. 1 55. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. 1 57. Растительный мир. 1 58. Животный мир. 1 59. Хозяйство. Население и его основные занятия. 1 60. Города зоны полупустынь и пустынь. 1 56. 61. Положение на карте. 1 1 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. 1 1 1 1 Алтайские горы. 1 Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной 1 Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Обобщение и 1 закрепление знаний по теме: География Россия. 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2013. – 175 с.: ил. Атлас 7 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ _