МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ
РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол №7 от «31» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Васильева К.В.
№51-О от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
География. 7 класс
(для обучающихся ОВЗ УО/в.1/)
68 часов
на 2023-2024 учебный год
д. Туендат 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень ( 2004 год) и программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух
сборниках, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М. и учебника «География
России» под редакцией
Т.М.Лифановой, Е.Н. Соломиной
в 7
классе
М.:
Просвещение,2013)
Адаптированной
образовательной программы
МАОУ Туендатской основной
общеобразовательной школы Первомайского района Томской области на 2023 – 2024
учебный год.
Данная программа
даёт распределение
учебных часов по разделам
курса,
последовательность изучения тем и разделов
с учётом
межпредметных
и
внутрипредметных
связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Программа по географии определяет содержание предмета и последовательность его
прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей,
обучающихся по программе 8 вида. Она направлена
на разностороннее
развитие
личности, способствует
их умственному развитию, обеспечивает
гражданское,
нравственное, интернациональное, эстетическое, экологическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое
значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об
окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и
процессы во взаимосвязи.
Цель:
изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, по географии
нашей страны.
создание комплекса условий для максимального развития личности каждого
ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Задачи предмета:
Формировать элементарные географические представления
Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные,
кооперативные и др.)
Развивать любознательность, научное мировоззрение
Формировать умение работать с географической картой, графической
наглядностью
Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе
своего края.
Прививать гражданские и патриотические чувства.
Усвоение правил поведения в природе.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий
и высоты над уровнем моря;
- природные условия и богатства России, возможности использования их
человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной
зоне;
- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой
природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- расположение географических объектов на территории России, указанных в
программе.
Учащиеся должны уметь:
- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картами;
- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические
объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
- выполнять задания в « Рабочей тетради по географии России» для 7 класса
специальной школы 8 вида (количество заданий и время выполнения определяет
учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);
- правильно вести себя в природе.
Содержание программного курса.
В разделе " Особенности природы и хозяйства России" повторяются и закрепляются
знания, полученные учащимися в 6 классе, а также знакомятся с понятием
"промышленность" и "сельское хозяйство" и их отраслями.
В разделах "Зона арктических пустынь", "Зона тундры", "Зона лесов", "Зона степей",
"Зона полупустынь и пустынь", "Зона субтропиков" идет знакомство с географическим
положением, климатом, растительным и животным миром, а также с занятиями населения
данных природных зон.
Раздел "Высотная поясность в горах" посвящен изучению природы и хозяйства
Северного Кавказа, Урала, Алтая и Саян.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических
нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Данная рабочая программа рассчитана
на учащихся 7 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40
мин). В 7 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). На каждый изучаемый
отдел
отведено определённое количество часов, указанных в тематическом плане,
которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным
состоянием воспитанников. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе изучения
географии в 7 классе предполагает:
Использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
Использование Интернет- ресурсов при организации учебно – познавательной
деятельности на уроке;
Использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное
восприятие учебного материала;
Межпредметные связи: познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных
дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много
смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,
изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также
предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и
«Природоведение».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты
над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей
программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в
природе.
Срок реализации программы 1 учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
Тема раздела
Электронные
(цифровые)
Контрол Практи образовательные
ь-ные
ческие ресурсы
работы работы
1.
Особенности природы и
хозяйства России
11
2.
Природные зоны России
2
3.
Зона арктических пустынь
5
4.
Зона тундры
8
5.
Лесная зона
18
1
0,5
6.
Зона степей
10
1
1,5
7.
Зона пустынь и полупустынь
6
8.
Зона субтропиков
2
9.
Высотная поясность в горах
5
10.
Обобщение
1
1
Итого:
68
3
Кол-во часов
Всего
1,5
0,5
4
Календарно тематическое
планирование по Географии - 7 класс
68 часов, в неделю – 2 часа (коррекционное обучение)
№
уро
ка
Тема
урока
1.
Географическое
положение России
на карте мира.
1
2.
Европейская и
азиатская деление
части России
1
3.
Административно
е деление России
1
4.
Разнообразие
рельефа. Острова
и полуострова.
1
5.
Полезные
ископаемые, их
основные
месторождения
Климат России
1
Водные ресурсы
России, их
использование
1
6.
7.
Всего
Количество часов
Контрольные работы
Практические
работы
0,5
0,5
1
0,5
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Население России. 1
Народы России.
Промышленность- основа
хозяйства, её
отрасли
Особенности
развития с/х и
транспорта.
1
Уровни
экономического
развитие
европейской и
азиатской частей
России.
Природные зоны.
Значение
зональных
различий.
Карта природных
зон России
1
Положение на
карте. Моря и
острова.
1
1
1
1
0,5
15.
Климат.
Особенности
природы.
1
16.
Растительный и
животный мир.
1
17.
Население и его
основные
хозяйства.
1
18.
Обобщающий
урок.
1
19.
20.
21.
22.
Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Климат. Водоёмы
тундры.
1
Особенности
природы.
Растительный
мир.
Животный мир
тундры.
1
1
1
23.
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
1
24.
Города тундры:
Мурманск и
Архангельск.
1
25.
Города :
Нарьян- Мар,
Норильск,
Анадырь.
Экологические
проблемы севера.
Охрана природы
тундры.
Положение на
карте.
Поверхность,
полезные
ископаемые.
Экологические
проблемы.
Климат.
Особенности
климата
1
Реки, озёра,
каналы.
Экологические
проблемы водных
ресурсов.
1
26.
27.
28.
29.
1
1
1
30.
31.
Природные
1
богатства лесной
зоны.
Растительный мир.
Смешанные и
1
лиственные леса.
32.
Животный
мир 1
лесной зоны.
33.
Животный
мир 1
лесной зоны.
34.
Пушные звери.
1
35.
Какую пользу
приносит лес
лесной
промышленности.
Охота
Промышленность
и сельское
хозяйство
Центральной
России
Города
Центральной
России.
1
36.
37.
1
1
1
0,5
38.
Особенности
развития СевероЗападной России.
1
39.
Города: Санкт –
Петербург,
Новгород, Псков.
Калининград.
Западная Сибирь.
1
41.
Восточная
Сибирь.
1
42.
Дальний Восток.
1
43.
Заповедники и
заказники лесной
зоны.
1
44.
Обобщающий
урок по лесной
зоне.
1
45.
Зона степей
1
40.
1
46.
47.
Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Климат. Реки.
Растения зоны
степей.
1
1
48.
Животный мир
степей.
1
49.
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
1
50.
Города
лесостепной и
степной зон:
Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск
Города степной
зоны: Самара,
Саратов.
1
52.
Города степной
зоны: город герой Волгоград.
1
53.
Города степной
зоны: Ростов –на –
Дону, Ставрополь,
Краснодар.
1
51.
0,5.
1
0,5
1
0,5
54.
Охрана природы
зоны степей.
1
55.
Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Климат. Реки.
1
57.
Растительный
мир.
1
58.
Животный мир.
1
59.
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
1
60.
Города зоны
полупустынь и
пустынь.
1
56.
61.
Положение на
карте.
1
1
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Курортное
хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Города – курорты.
Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Особенности
природы и
хозяйства
Северного
Кавказа.
Города и
экологические
проблемы Урала.
1
1
1
1
Алтайские горы. 1
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Города.
Горы Восточной 1
Сибири.
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Обобщение и
1
закрепление
знаний по теме:
География Россия.
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.:
«Просвещение», 2013. – 175 с.: ил.
Атлас 7 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством
образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
_