Рабочая программа по географии 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Томской ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение Управление образования
Администрации Первомайского района
МАОУ Туендатская ООШ

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол №7 от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Васильева К.В.
№51-О от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
География. 7 класс
(для обучающихся ОВЗ УО/в.1/)
68 часов
на 2023-2024 учебный год

д. Туендат 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень ( 2004 год) и программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух
сборниках, под редакцией Воронковой В.В., Бгажниковой И.М. и учебника «География
России» под редакцией
Т.М.Лифановой, Е.Н. Соломиной
в 7
классе
М.:
Просвещение,2013)
Адаптированной
образовательной программы
МАОУ Туендатской основной
общеобразовательной школы Первомайского района Томской области на 2023 – 2024
учебный год.
Данная программа
даёт распределение
учебных часов по разделам
курса,
последовательность изучения тем и разделов
с учётом
межпредметных
и
внутрипредметных
связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Программа по географии определяет содержание предмета и последовательность его
прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей,
обучающихся по программе 8 вида. Она направлена
на разностороннее
развитие
личности, способствует
их умственному развитию, обеспечивает
гражданское,
нравственное, интернациональное, эстетическое, экологическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое
значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об
окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и
процессы во взаимосвязи.
Цель:


изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, по географии
нашей страны.



создание комплекса условий для максимального развития личности каждого
ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Задачи предмета:








Формировать элементарные географические представления
Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные,
кооперативные и др.)
Развивать любознательность, научное мировоззрение
Формировать умение работать с географической картой, графической
наглядностью
Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе
своего края.
Прививать гражданские и патриотические чувства.
Усвоение правил поведения в природе.

Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- положение России на карте полушарий, физической карте и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий
и высоты над уровнем моря;

- природные условия и богатства России, возможности использования их
человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной
зоне;
- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой
природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- расположение географических объектов на территории России, указанных в
программе.
Учащиеся должны уметь:
- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картами;
- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические
объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
- выполнять задания в « Рабочей тетради по географии России» для 7 класса
специальной школы 8 вида (количество заданий и время выполнения определяет
учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);
- правильно вести себя в природе.
Содержание программного курса.
В разделе " Особенности природы и хозяйства России" повторяются и закрепляются
знания, полученные учащимися в 6 классе, а также знакомятся с понятием
"промышленность" и "сельское хозяйство" и их отраслями.
В разделах "Зона арктических пустынь", "Зона тундры", "Зона лесов", "Зона степей",
"Зона полупустынь и пустынь", "Зона субтропиков" идет знакомство с географическим
положением, климатом, растительным и животным миром, а также с занятиями населения
данных природных зон.
Раздел "Высотная поясность в горах" посвящен изучению природы и хозяйства
Северного Кавказа, Урала, Алтая и Саян.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических
нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Данная рабочая программа рассчитана
на учащихся 7 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40
мин). В 7 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). На каждый изучаемый
отдел
отведено определённое количество часов, указанных в тематическом плане,
которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным
состоянием воспитанников. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе изучения
географии в 7 классе предполагает:
 Использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
 Использование Интернет- ресурсов при организации учебно – познавательной
деятельности на уроке;
 Использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное
восприятие учебного материала;
Межпредметные связи: познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных
дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много
смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,

изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также
предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и
«Природоведение».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты
над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей
программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в
природе.
Срок реализации программы 1 учебный год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Тема раздела

Электронные
(цифровые)
Контрол Практи образовательные
ь-ные
ческие ресурсы
работы работы

1.

Особенности природы и
хозяйства России

11

2.

Природные зоны России

2

3.

Зона арктических пустынь

5

4.

Зона тундры

8

5.

Лесная зона

18

1

0,5

6.

Зона степей

10

1

1,5

7.

Зона пустынь и полупустынь

6

8.

Зона субтропиков

2

9.

Высотная поясность в горах

5

10.

Обобщение

1

1

Итого:

68

3

Кол-во часов
Всего

1,5

0,5

4

Календарно тематическое

планирование по Географии - 7 класс

68 часов, в неделю – 2 часа (коррекционное обучение)
№
уро
ка

Тема
урока

1.

Географическое
положение России
на карте мира.

1

2.

Европейская и
азиатская деление
части России

1

3.

Административно
е деление России

1

4.

Разнообразие
рельефа. Острова
и полуострова.

1

5.

Полезные
ископаемые, их
основные
месторождения
Климат России

1

Водные ресурсы
России, их
использование

1

6.

7.

Всего

Количество часов
Контрольные работы

Практические
работы

0,5

0,5

1

0,5

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Население России. 1
Народы России.

Промышленность- основа
хозяйства, её
отрасли
Особенности
развития с/х и
транспорта.

1

Уровни
экономического
развитие
европейской и
азиатской частей
России.
Природные зоны.
Значение
зональных
различий.
Карта природных
зон России

1

Положение на
карте. Моря и
острова.

1

1

1

1

0,5

15.

Климат.
Особенности
природы.

1

16.

Растительный и
животный мир.

1

17.

Население и его
основные
хозяйства.

1

18.

Обобщающий
урок.

1

19.

20.

21.

22.

Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Климат. Водоёмы
тундры.

1

Особенности
природы.
Растительный
мир.
Животный мир
тундры.

1

1

1

23.

Хозяйство.
Население и его
основные занятия.

1

24.

Города тундры:
Мурманск и
Архангельск.

1

25.

Города :
Нарьян- Мар,
Норильск,
Анадырь.
Экологические
проблемы севера.
Охрана природы
тундры.
Положение на
карте.
Поверхность,
полезные
ископаемые.
Экологические
проблемы.
Климат.
Особенности
климата

1

Реки, озёра,
каналы.
Экологические
проблемы водных
ресурсов.

1

26.

27.

28.

29.

1

1

1

30.

31.

Природные
1
богатства лесной
зоны.
Растительный мир.
Смешанные и
1
лиственные леса.

32.

Животный
мир 1
лесной зоны.

33.

Животный
мир 1
лесной зоны.

34.

Пушные звери.

1

35.

Какую пользу
приносит лес
лесной
промышленности.
Охота
Промышленность
и сельское
хозяйство
Центральной
России
Города
Центральной
России.

1

36.

37.

1

1

1

0,5

38.

Особенности
развития СевероЗападной России.

1

39.

Города: Санкт –
Петербург,
Новгород, Псков.
Калининград.
Западная Сибирь.

1

41.

Восточная
Сибирь.

1

42.

Дальний Восток.

1

43.

Заповедники и
заказники лесной
зоны.

1

44.

Обобщающий
урок по лесной
зоне.

1

45.

Зона степей

1

40.

1

46.

47.

Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Климат. Реки.
Растения зоны
степей.

1

1

48.

Животный мир
степей.

1

49.

Хозяйство.
Население и его
основные занятия.

1

50.

Города
лесостепной и
степной зон:
Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск
Города степной
зоны: Самара,
Саратов.

1

52.

Города степной
зоны: город герой Волгоград.

1

53.

Города степной
зоны: Ростов –на –
Дону, Ставрополь,
Краснодар.

1

51.

0,5.

1

0,5

1

0,5

54.

Охрана природы
зоны степей.

1

55.

Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Климат. Реки.

1

57.

Растительный
мир.

1

58.

Животный мир.

1

59.

Хозяйство.
Население и его
основные занятия.

1

60.

Города зоны
полупустынь и
пустынь.

1

56.

61.

Положение на
карте.

1

1

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Курортное
хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Города – курорты.
Положение на
карте. Рельеф и
полезные
ископаемые.
Особенности
природы и
хозяйства
Северного
Кавказа.
Города и
экологические
проблемы Урала.

1

1

1

1

Алтайские горы. 1
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Города.
Горы Восточной 1
Сибири.
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Обобщение и
1
закрепление
знаний по теме:
География Россия.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.:
«Просвещение», 2013. – 175 с.: ил.
Атлас 7 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством
образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
_


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».